Бах И.С. Сонаты и партиты для скрипки соло, BWV 1001-1006

Иоганн Себастьян Бах. Сонаты и партиты для скрипки соло

Соната №1 соль минор, BWV 1001
Партита №1 си минор, BWV 1002
Соната №3 ля минор, BWV 1003
Партита №3 ре минор, BWV 1004
Соната №3 Ре мажор, BWV 1005
Партита №3 Ми мажор, BWV 1006

В творчестве И.С.Баха ярко и многообразно отразился блестящий расцвет скрипичного искусства, занимавшего одно из ведущих мест в западноевропейской музыкальной культуре XVII-XVIII столетий.

Шесть сонат и партит для скрипки соло, как и большинство скрипичных произведений И.С.Баха , были созданы во время его пребывания в Кётене (1717-1723), а именно в 1720 году. Кётенский период был периодом расцвета камерно-инструментального творчества композитора, что зачастую связывают с внешними обстоятельствами: в должности «каммермузик-директора» и придворного аккомпаниатора князя Леопольда Ангальт-Кётенского И.С.Бах должен был писать музыку определённого рода; к тому же он не имел в своём распоряжении хора и органа. И всё же такое объяснение представляется односторонним и прямолинейным. Очевидно, что обращение И.С.Баха к жанрам камерно-инструментальной музыки было связано с ещё большей кристаллизацией существеннейших черт его стиля. Как нельзя лучше для этого подходила область камерно-инструментальной музыки, ставшая своего рода «творческой лабораторией». Сформировавшийся уже в кётенские годы скрипичный стиль И.С.Баха оказал существенное влияние на становление других музыкальных жанров, в особенности жанра инструментального концерта, исторически сложившегося в сфере скрипичной музыки.

Сольные сонаты и партиты И.С.Баха — одна из вершин скрипичной музыки эпохи барокко. Этими сочинениями великий немецкий композитор не только завершил основную линию развития немецкого скрипичного искусства за исторический период (от истоков и до XVIII столетия), но и создал, по существу, новый жанр инструментальной музыки, внеся одновременно неоценимый вклад в мировую скрипичную литературу. Российский исследователь С.Нестеров отмечает, что именно у И.С.Баха жанр сонаты для скрипки соло «окончательно формируется как самостоятельный, значительный и концептуальный» [Нестеров, С.И. Пути развития сонаты для скрипки соло в контексте стилевых, жанровых и исполнительских исканий музыки ХХ века: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения: 17.00.02 / С.И.Нестеров. — Ростов-на Дону, 2009. — 22 с.]

По мнению музыковедов, которые рассматривают Сонаты и партиты И.С.Баха как своеобразное музыкальное воплощение Евангелия [С.Нестеров, В.Холопова], эти сочинения представляют собой единый сверхцикл, состоящий из трёх циклов — в соответствии с тремя группами церковных празднеств. Каждый из трёх циклов образует пару из сонаты и партиты с противопоставлением религиозно-философского начала светскому. Первая пара (первый цикл) посвящена рождественским событиям, вторая (второй цикл) — событиям Страстной недели, третья (третий цикл) — праздникам Воскресения, утверждающим идею Вечности как вечного движения.
Кульминацией сверхцикла является Чакона — «гимн концепции преображения, завершающая евангелические сцены страдания, шествия на Голгофу, распятия и смерти Спасителя».

Партитура произведения на International Music Score Library Project (IMSLP)

 

 

Календарь

<<  Июнь 2017  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
     3  4
  91011
17
1920232425
2630  

Поиск

Новости

Внимание!

Концерт цикла "Шедевры мирового органного искусства (Марек Стефаньски)", запланированный на 5 июня, ОТМЕНЁН.

 
Поздравляем!
Фольклорную группу "Купалинка" (художественный руководитель - народная артистка Беларуси Елена Телькова) с присвоением звания "Заслуженный коллектив Республики Беларусь"!
 
Сенсация! В ноябре 2017 гитарный дуэт Анабель Монтесинос и Марко Тамайо (Куба-Австрия-Испания)!

«Выдающийся дуэт, который непременно нужно услышать» (The Washington Post)

 

          president                             
            17tibojpg
                       
           minkult
                       
           pravo
 
 

БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ
БЕЛОРУССКАЯ 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ФИЛАРМОНИЯ
           logo-raschet         ticketpro small       bycard1     
                             kvitki logo 2014 bel 2  
 
Касса: (8 017) 331-16-17, 284-47-09. Отдел реализации билетов: (8 017) 284-44-33, 284-32-02.
Наш адрес: пр. Независимости, 50, 220005 г. Минск, Беларусь.  
Свидетельство о Государственной регистрации №970 от 31.08.2000 г. выдано Минским городским исполнительным комитетом.
УНН 100296574

© Все права защищены. Учреждение «Белорусская государственная ордена Трудового Красного Знамени филармония»     Создание сайта: joomla.by 2012 ©