«Зарабатывать можно везде, но жить надо на родине»

Интервью с Владиславом Плиговкой

Владислав Плиговка — про «оБАЯНие», увлечение варьете, концерт «один на один» и бразильского поклонника

О Владиславе ПЛИГОВКЕ (на снимке) заговорили еще в 1993-м, после триумфа юного музыканта на Международном фестивале в Санкт-Петербурге. Публика была шокирована его исполнением всех 24 пьес «Детского альбома» Чайковского. Выступление длилось больше часа, но удивляло не только этим. Несмотря на название, альбом не так прост, в нем есть что cыграть, и не случайно к нему спустя годы возвращаются уже известные, состоявшиеся музыканты. По словам Владислава, многие до сих пор, вспоминая тот произведенный им фурор, недоумевают, почему никто не догадался зафиксировать этот уникальный случай для Книги рекордов Гиннесса. Сейчас Владиславу Плиговке 26, он 14-кратный лауреат Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, уже три года — солист, ведущий мастер сцены Белгосфилармонии, преподает в Белорусской государственной академии музыки. Фигура в музыкальном мире известная. В его творческой копилке — первые премии 33 престижных международных конкурсов, в том числе самого высокого уровня, как «Клингенталь» в Германии, который он выиграл во всех возрастных категориях, и «Кубок мира» в Шотландии, после победы в котором, в 2008-м, белорусский музыкант был признан лучшим баянистом мира. Кстати, Владислав Плиговка был первым, кто участвовал в этом конкурсе от нашей страны, и до сих пор остается единственным из соотечественников обладателем этого почетного титула, свидетельствующего о высочайшем мастерстве. С молодым и знаменитым музыкантом встретился корреспондент «Р».

— Владислав, позвольте задать меркантильный вопрос. Побеждать в конкурсах — дело прибыльное? Ведь к премиям полагается денежный эквивалент.

— Дело в том, что в отличие от конкурсов, например, пианистов, где есть премии по 30—50 тысяч долларов и еще рояль фирменный в награду получают, денежный фонд баянно-аккордеонных конкурсов не так велик. В основном премии от 2 до 5 тысяч евро. Причина? Баян — инструмент достаточно молодой, если сравнивать его, скажем, с фортепиано или скрипкой, история и традиции которых исчисляются веками. Ему всего лишь 100 лет.

Кроме того, денежные фонды конкурсов на этих инструментах поддерживают меценаты из разряда высших персон, как, например, королева Елизавета в Бельгии, патронировавшая создание знаменитого конкурса скрипачей, который носит ее имя. У баянистов и аккордеонистов все скромнее. Как правило, денег за премию хватает лишь для поездки на следующий конкурс.

— Остался ли еще тот, в котором вы хотели бы победить?

— На сегодняшний день я являюсь победителем всех самых престижных международных конкурсов баянистов и аккордеонистов, и по условиям победитель не имеет права больше в них участвовать. Как шутят мои коллеги, играть надо было хуже — занимал бы вторые или третьи места и снова мог бы участвовать. На конкурсы теперь ездят мои ученики, в Академии музыки у меня семеро студентов — с первого по четвертый курс. А я — в несколько другом амплуа, в качестве члена жюри и преподавателя. Кстати, совсем недавно двое моих учеников вернулись из Словакии, где успешно выступили на международном конкурсе в городе Дунайска Стреда. Это известный конкурс, который собирает исполнителей со всего мира, он является отбором к участию в «Клингентале». В категории «концертный исполнитель» аккордеонистка Наталья Шах заняла второе место, а баянист Станислав Петух стал абсолютным победителем и получил первую премию.

— Вы — строгий педагог?

— В общем-то, да. Чтобы достичь высокого результата, нужно очень много трудиться. Я уверен, что человеческие возможности, вера и желание могут творить чудеса, если опираются на волю и труд. Музыкант учится всю жизнь, но на юные годы, на молодость приходится самая трудная, самая активная пора учебы.

— Сами вы всегда с удовольствием занимались музыкой?

— Да. В консерватории, в училище мог по 6—7 часов кряду играть. Сейчас времени, конечно, не так много — приходится ловить любой момент, при малейшей возможности и в академии, и в филармонии, пусть это даже 15 минут, стараюсь использовать для занятий.

А в детстве, помню, стоило родителям меня только усадить, уже после первых 5—10 минут я так увлекался, что проходил и час, и другой. Они сами начинали меня останавливать, мол, не надо так долго играть, мал еще. Родители — профессиональные музыканты, оба — баянисты.

— Кстати, слышала, что ваша молодая семья продолжает династию...

— Да, жена у меня аккордеонистка, также лауреат многих международных конкурсов. Мы и познакомились на конкурсе в Болгарии. Она россиянка, из Оренбурга. Перед ответственными выступлениями она часто мне со студентами помогает. Это очень хорошо, когда кто-то со стороны слушает и оценивает свежим взглядом результат твоей работы.

— Как солист филармонии вы много выступаете?

— Да, у меня много концертов за рубежом и в нашей стране. В Беларуси я выступал практически во всех больших и маленьких городах. Делаю это всегда с огромным удовольствием. Как музыканту это позволяет держать себя в форме, и потом, я всегда в общении с людьми. На самом деле люди очень интересуются и нуждаются в информации о том, что происходит в баянно-аккордеонном мире. На телевидении, радио наш инструмент практически не звучит, о нем не рассказывают. В газетах если и пишут, то небольшие заметки о чьей-то победе в конкурсе, и все. Поэтому, когда приезжаю с концертом, то кроме непосредственно выступления еще и общаюсь со зрителями. Дети спрашивают о гастрольных поездках, взрослые — о мировых музыкальных новостях, новинках, записях, педагоги — о том, как нужно заниматься, какие появились новые музыкальные произведения и т.д. Поэтому я считаю себя обязанным всячески способствовать тому, чтобы интерес к баянному искусству не угасал. Моя цель — продвижение, популяризация баяна. Ведь это удивительный инструмент. Благодаря 15 регистрам, каждый из которых имеет свой тембр, окраску, баян может подражать любому музыкальному инструменту, даже органу.

— Нынче модным стало звучание скрипки, баяна, аккордеона в эстрадной манере. Вас такой синтез не привлекает?

— Мне нравится стиль варьете — исполнение легкой, эстрадной, виртуозной музыки. Его популяризирует знаменитый во всем мире французский музыкант, аккордеонист Фредерик Дешамп. Известные вальсы, танго, мюзеты в современных обработках со сложнейшими пассажами и техническими приемами вызывают восторг у зрителей. Такая музыка очень популярна сейчас. Она понятна и доступна каждому, но в то же время сыграть ее могут только профессионалы высокого класса. Я стараюсь на своих концертах показать как можно больше разных стилей, чередуя классическую музыку и современную, написанную специально для баяна.

— Это когда бодренько, пританцовывая, прохаживаются с баяном по сцене, заигрывая с публикой?

— Нет. То, о чем вы говорите и что нередко можно видеть по телевизору, — это обычная попса. Там нет ничего сверхсложного — пара нот, а все остальное — внешние эффекты и громкая фонограмма.

— Говорят, что и вместо музыкальных инструментов муляжи...

— Бывает и такое. Вот представьте: если настоящий классический баян весит 18 кг, то по сцене сильно не побегаешь. Вес эстрадного профессионального инструмента — 10—11 кг, с таким побегать, пожалуй, можно, но, чтобы сыграть, нужно очень постараться.

— Певцы берегут голос, а баянисты — руки?

— Беречь нужно не только руки, но и слух. Избегать громких звуков, сильного шума. Слух нужно также воспитывать, слушать хорошую музыку и в качественном исполнении.

— А как же гвоздь забить, вы же человек семейный?

— Легко. К тому же мастерить что-нибудь по дому я люблю да и друзьям, бывает, помогаю. Вот недавно баню строили, колодец делали.

— Многие известные молодые белорусские музыканты теперь живут и работают за границей. Вам предлагали?

— В последние десять лет я очень часто бываю за границей на фестивалях, конкурсах, мастер-классах. Приглашают преподавать, проводить семинары, вести летнюю школу. Зарабатывать можно везде, но жить надо на родине.

— Расскажите историю с поклонником, который выкупил все билеты в зале, чтобы в одиночестве наслаждаться вашей виртуозной игрой.

— После победы на «Кубке мира» у меня было турне в Португалии, пять или шесть концертов. Когда оставался последний, ко мне подошел очень солидный мужчина и предложил сыграть еще один концерт. Время позволяло, и я согласился. Вышел на сцену, настроился, как часто бывает, от ослепительного света прожекторов в зале ничего не видишь. Исполнил два-три произведения, глаза привыкли к свету, тут и обнаружил, что в зале находится всего один человек! Сначала было как-то неловко. Очень тяжело играть для одного человека в пустом зале. Но затем собрался, отыграл весь концерт с полной самоотдачей. Он внимательно слушал, аплодировал после каждого произведения, гонорар заплатил.

— И вы не пытались узнать, кто это был?

— Пытался. Выяснилось, что этот бразилец — большой любитель музыки и вообще всего советского и постсоветского искусства. Узнал, что на подобные концерты он приглашал и других музыкантов. В такой же ситуации «один на один» для него играли Наталья Гутман, Гидон Кремер, Паоло Жорж Ферейро и другие именитые музыканты. Причем фанат он не только музыки, но и кино, имеет огромную коллекцию советских фильмов, полные собрания картин Андрея Кончаловского, Андрея Тарковского, Василия Шукшина, для которых сам специально заказывает и делает переводы на родной язык.

— Начался новый концертный сезон. Чем порадуете публику?

— Вот уже меньше двух недель осталось до концерта с символическим названием «оБАЯНие», который все очень ждут. Вновь, как и два года назад, в концерте «БАЯН ПЛЮС», на сцене будет царствовать баян. Концерт пройдет в рамках ХХХVІII Международного фестиваля искусств «Белорусская музыкальная осень», а также Международного музыкального форума «Белорусы мира». В первом отделении мы выступим с молодым, но уже известным исполнителем из Москвы, лауреатом международных конкурсов, победителем «Кубка мира» 2012 года в Шанхае Павлом Зябко. На второе отделение концерта мне удалось пригласить музыканта, которого называют «баянным Рихтером». Это народный артист России, профессор Александр Скляров. Выдающийся, легендарный музыкант, который за свою творческую жизнь дал более четырех тысяч концертов! Скляров — единственный баянист в мире из когда-либо участвовавших в конкурсах получил на «Кубке мира» в Брюгге (Бельгия) 99 баллов из 100 возможных. Последний раз он выступал в Беларуси 22 года назад. Его искренность исполнения, блестящая виртуозная техника не оставят равнодушными искушенных музыкантов и всех, кто любит и ценит баян. Приглашаю всех на единственный концерт 9 ноября в Большом зале Белорусской государственной филармонии.

Газета "Рэспубліка"

 

Календарь

<<  Июль 2017  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
       1  2
  3  4  5  6  7  8  9
101113141516
171819202123
24252627282930
31      

Поиск

Новости

Внимание!

Концерт цикла "Шедевры мирового органного искусства (Марек Стефаньски)", запланированный на 5 июня, ОТМЕНЁН.

 
Поздравляем!
Фольклорную группу "Купалинка" (художественный руководитель - народная артистка Беларуси Елена Телькова) с присвоением звания "Заслуженный коллектив Республики Беларусь"!
 
Сенсация! В ноябре 2017 гитарный дуэт Анабель Монтесинос и Марко Тамайо (Куба-Австрия-Испания)!

«Выдающийся дуэт, который непременно нужно услышать» (The Washington Post)

 

          president                             
            17tibojpg
                       
           minkult
                       
           pravo
 
 

БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ
БЕЛОРУССКАЯ 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ФИЛАРМОНИЯ
           logo-raschet         ticketpro small       bycard1     
                             kvitki logo 2014 bel 2  
 
Касса: (8 017) 331-16-17, 284-47-09. Отдел реализации билетов: (8 017) 284-44-33, 284-32-02.
Наш адрес: пр. Независимости, 50, 220005 г. Минск, Беларусь.  
Свидетельство о Государственной регистрации №970 от 31.08.2000 г. выдано Минским городским исполнительным комитетом.
УНН 100296574

© Все права защищены. Учреждение «Белорусская государственная ордена Трудового Красного Знамени филармония»     Создание сайта: joomla.by 2012 ©