Билетная касса:

+375 17 396-16-17

Заказ билетов

Год качества

Мессиан О. "Видения Аминь"

Оливье Мессиан. "Видения Аминь"

Цикл из семи пьес для двух фортепиано «Видения «Аминь» Мессиан закончил в 1943 г., вскоре после возвращения из фашистского концлагеря, опубликовал в 1950 г. и впервые исполнил со своей ученицей Ивонн Лорио, ставшей впоследствии его женой.
«Видения «Аминь» («Les visions de l'Amen») – это большая звуковая фреска с непрерывно возрастающей приподнятостью музыкальной речи, с выдающимися музыкальными находками. Произведение отличается поэтической мощью и истинным величием концепций. То обстоятельство, что автор музыки придумал для себя определенные законы и придерживался их со строгой самодисциплиной, придало необычайное благородство стилю всего произведения, свободного, притом, от малейшей сухости.
Библейское слово «аминь» значит «это истинно». Мессиан пишет программное сочинение, где воспроизводит библейские догматы и утверждает их истинность, подобно тому как священнослужитель во время богослужения оглашает молитвы, завершая их словом «аминь». Композитор сопроводил сочинение подробным комментарием и сделал ссылки на текст Библии.
«Аминь Творения». Бог сотворил мир, воистину сотворил. Мессиан цитирует «Ветхий Завет»: «Бог сказал: да будет свет, и стал свет». Из вечного Хаоса, бездонной ледяной тьмы возникает проблеск света, и постепенно Свет заполняет собой весь мир. Тема Творения проходит через всё сочинение, как рефрен «Аминь»: помни, это Бог сотворил мир и всё сущее в нём.
«Аминь Звёзд и Планеты, окружённой кольцом». Вселенная бесконечна, и бесконечно разнообразие её форм. Единым целым делает её лишь одно общее начало - бесконечное движение.
«Аминь агонии Иисуса». Главная мысль этой части: Воистину, Христос умер, чтобы спасти погрязший в грехах род человеческий. В 1943 г., в разгар самой страшной из войн, Мессиану была близка идея страдания во имя искупления. Пьеса строится на трёх темах: проклятье Бога-Отца грехам рода человеческого, плач Иисуса в Гефсиманском саду, - эта, по выражению автора, «безмолвная кульминация части», и жалоба - стенания умирающего на кресте.
Программа двух следующих частей лишь опосредованно касается Библии, но лишь суть философские размышления Мессиана о мире.
«Аминь желания». По Мессиану, желание есть одно из важнейших начал, движущих миром, но здесь его следует понимать в божественном, свободном от страстей смысле.
«Аминь Ангелов, Святых и птичье пение». Самый светлый и самый мистический эпизод цикла. Мессиан объединяет небесное и земное, но весьма причудливо: небесное - Ангелы и Святые - бесплотно, и так же бесплотно земное - неосязаемое, невидимое птичье пение. Тема Ангелов строится на грегорианском хорале, в неё вплетается тема Творения, и, наконец, «видение» птичьего пения, где автор воспроизводит голоса соловья, дрозда, зяблика.
«Аминь Страшного Суда». Воистину, это будет! - говорит Мессиан. Вострубит Седьмой Ангел, и свершится Божий суд над родом человеческим. Стенания грешников прерываются Высшим Приговором - его тема, («три застывшие ноты», как их назвал автор) проходит рефреном через весь эпизод.
«Аминь Свершения»- Аминь Конца Света. Воистину, круг замкнётся: после Страшного суда придёт конец нынешнему страшному миру: праведники обретут в Раю вечную жизнь, славя величие Всемогущего. В финале цикла - одно из лучших в мировой музыкальной литературе для фортепиано воспроизведение колокольного звона.

Н.Остром
Источник: http://www.mymusicbase.ru/PPS3/sd_3417.htm