Билетная касса:

+375 17 396-16-17

Заказ билетов

Год качества

«Шедевры мирового органного искусства»: Рональд Эбрехт (США)

Дата: 18.09.2016 начало в 19:00
Категория: Орган


«Шедевры мирового
органного искусства»

Рональд Эбрехт
(США)

Музыковед –
кандидат искусствоведения
Ольга Савицкая

В концерте принимает участие
заслуженный артист Республики Беларусь
Юрий ГИЛЬДЮК
фортепиано

В программе

I отделение
Иоганн Себастьян БАХ (1685-1750)
– Токката, адажио и фуга До мажор, BWV 564

Морис ДЮРЮФЛЕ (1902-1986)
– Скерцо, ор.2

Сезар ФРАНК (1822-1890)
– Прелюдия, фуга и вариация си минор для фортепиано и органа, ор.18

Жан Арист АЛЕН (1911-1940)
– «Литании»

Морис ДЮРЮФЛЕ
– Прелюдия и фуга на тему «Alain», ор.7 (Посвящение Жану Алену)

II отделение
Морис ДЮРЮФЛЕ
– Сюита, ор.5
Прелюдия
Сицилиана
Токката

Программа этого вечера построена вокруг французского музыканта Мориса Дюрюфле, который умер 30 лет назад. Однако, начинается концерт с нечасто исполняемого сочинения титана органной музыки И.С.Баха. Токката, адажио и фуга До мажор – единственная трехчастная композиция среди его прелюдий и фуг. В старину Токката предназначалась для «разминки» пальцев исполнителя, будучи пьесой моторного, активного характера. Адажио представляет собой ритмически свободную мелодию с простым аккомпанементом. Фуга имеет характер энергичной жиги.
За написанное в 1926 году Скерцо, ор.2 М.Дюрюфле получил приз композиторского конкурса Парижской консерватории в 1928 году.
«Когда Скерцо готовилось к изданию, композитор изменил его первоначальную структуру. Сегодня я впервые играю это произведение в первозданном виде в соответствии с авторской рукописью» – говорит Рональд Эбрехт.
Морис Дюрюфле был хорошо знаком с музыкой Сезара Франка, так как учился у его преемника Шарля Турнемира в консерватории. Он редактировал и часто исполнял сочинения Франка, в частности, «Прелюдию, фугу и вариацию» ор.18. Написанное в 1963 году, это сочинение посвящено К.Сен-Сансу, который 100 лет назад был известен как выдающийся исполнитель, объездивший полмира от Сан-Франциско до Москвы. Прелюдия основана на простой мелодии с арпеджированным аккомпанементом, за ней следует краткая фуга, и завершает всю композицию изобретательная вариация.
Жан Ален был многообещающим молодым композитором, но в возрасте 29 лет погиб на фронте во время Второй мировой войны.
Морис Дюрюфле знал и ценил его музыку, в частности «Литании»- сочинение, исполняемое в нашем концерте. Во время оккупации Франции Дюрюфле проявил гражданское мужество, исполняя в Париже «Колокола Вестминстера» Л.Вьерна и другие сочинения, запрещенные нацистами.
Памяти Жана Алена посвящены Прелюдия и фуга на тему «Alain»ор. 7. Прелюдия основана на «зашифрованной нотами» фамилии композитора, а также тематическом материале «Литаний» Ж.Алена.
Сюиту ор. 5 М.Дюрюфле можно назвать монументом органного репертуара ХХ века. Она сочетает в себе силу концепции, стройность конструкции и гармонию всех составляющих элементов. Прелюдия основана на двух темах, их сплетении и развитии. Сицилиана – весьма популярный жанр, который можно трактовать и как медленную жигу в силу размера 6/8.
Мы встречаем Жигу в Сюите «Пеллеас и Мелизанда» Габриеля Форе. Три примера Жиги для органа видим у Луи Вьерна. Дюрюфле опирается на опыт предшественников во Второй части своей Сюиты. В заключительной Токкате композитор отдает дань своему любимому профессору композиции Полю Дюка – возникает цитата из его балета «Пери», которая органично переплетается с тематическим материалом самого М.Дюрюфле.

«Шедевры мирового органного искусства»: Рональд Эбрехт (США)