Шуберт Ф. Месса Соль мажор D 167 для солистов, смешанного хора и оркестра
«Благоухающая», «нежная», «изящная»...
Месса была вдохновлена первым любовным чувством 18-летнего композитора. Друг Шуберта Ансельм Хюттенбреннер спустя двадцать шесть лет после смерти композитора вспомнил разговор, в котором Шуберт сказал, что «Я любил кого-то очень нежно, и она любила меня также …. В течение трех лет она надеялась, что я женюсь на ней; но я не мог найти положение, которое предусмотрит нас обоих».
Семья Терезы Гроб жила неподалеку от Шубертов. Тереза пела в приходской церкви Лихтенталя, которую посещал будущий композитор. Тереза обладала красивым голосом, а её брат, Генрих, был талантливым пианистом и скрипачом. Две семьи стали близкими благодаря совместному музицированию.
Для столетних торжеств церкви молодой Шуберт закончил свою первую мессу в июле 1814; и 16-летняя Тереза спела партию сопрано на премьере, которую Шуберт продирижировал сам.
Последовавший бурный расцвет творчества композитора в 1815-1816 годах исследователи связывают с влюбленностью Шуберта. Вторая месса, негласно посвящённая Терезе, была создана всего за 5 дней! Это сочинение словно пронизано светом. В нем почти нет полифонического письма, большинство частей – небольшие лирические высказывания солистов, наполненные так характерной для Шуберта песенностью, вокальные партии сопровождают струнный оркестр и орган.
Интересна дальнейшая судьба Мессы Соль мажор: «После того, как брат Шуберта, Фердинанд, «разукрасил» ее инструментальными прибавлениями, она появилась в 1846 году у Марка Берре в Праге, как произведение капельмейстера Роберта Фюрера, чье имя путем такого неслыханно наглого плагиата стало бессмертным…Шуберту вовсе не казалось важным восхваление Бога в мастерских фугах. Его гораздо больше привлекало разукрашивать богатую и значительную поэзию текстов месс. Благоухающая, нежная Месса Соль мажор была слишком изящной, недостаточно грандиозной, чтобы прослыть «красивой». В Лихтентальской приходской церкви эта месса ещё могла сойти. Но для того, чтобы быть исполненной в большой монастырской церкви Клостернойбурга ее нужно было «украсить». Фердинанд позаботился об этом, для чего прибавил к струнному оркестру две трубы и литавры. Бога прославляют трубами и литаврами. И до самого последнего времени эта месса исполнялась в Клойстернойбурге в этой редакции по рукописным голосам. Позже в 1845 Фердинанд добавил к партитуре еще гобои (или кларнеты) и фаготы» - писал в Вальтер Дамс в 1903 году.