Билетная касса:

+375 17 396-16-17

Заказ билетов online

Год качества

Регер Макс (1873–1916)

Регер Макс (1873 - 1916)

Регер (Reger) Макс Иоганн Баптист Йозеф (19 III 1873, Бранд, Верхний Пфальц - 11 V 1916, Лейпциг) - нем. композитор, органист, пианист и дирижёр. Первоначально обучался музыке у родителей (мать учила игре на фп., отец - на скрипке, органе, виолончели) и у органиста А. Линднера, к-рого заменял за органом с 13 лет. В 1890-93 занимался по композиции у X. Римана (сначала в Зондерсхаузене, затем в Висбадене). В 1890-96 преподавал теорию музыки, игру на фп. и органе в консерватории в Висбадене. С 1901 жил в Мюнхене. В 1905 Ф. Мотль пригласил Р. преподавать композицию и игру на органе в Корол. академии музыки в Мюнхене. В 1907-16 профессор композиции в Лейпцигской консерватории, одноврем. музик-директор Лейпцигского ун-та. В 1911-14 придв. капельмейстер герцога Георга II в Мейнингене (с 1913 генерал-музик-директор). Среди учеников - комп. Й. Хас, Я. Вейнбергер, О. Шёк, X. Унгер, К. Гассе, X. Грабнер, Ф. Лубрих, Р. Вюрц. Концертировал как пианист и дирижёр. Почётный д-р философии Йенского ун-та (1908). В 1916 основано Регеровское об-во в Лейпциге (существовало до 1941), выпустившее 17 сб-ков науч. статей о Р. и устраивавшее фестивали музыки Р. В 1920 основан архив Р. в Йене (с 1946 - в Мейнингене). В 1948 на средства вдовы Р. организован ин-т Р. в Бонне, выпускающий Полн. собр. соч. Р. (тт. 1-35, 1954-70) и ряд научных сборников.

Р. - автор соч. всех жанров, кроме сценических. В его творчестве сосуществуют две ведущие линии - романтическая и неоклассицистская. В камерных, оркестровых, фп. соч. Р. больше сказалось воздействие эстетич. установок И. Брамса и гармонич. языка Р. Вагнера. В то же время в ряде произв. (сольные сонаты, фантазии и хоральные прелюдии для органа, полифонич. композиции) Р. обращается к принципам формообразования эпохи И. С. Баха, стремясь продолжить баховскую традицию на базе совр. муз. языка. Высшие творч. достижения Р. связаны с полифонич. формами (пассакалья, фуга). Зачастую обе линии творчества Р. сочетаются и переплетаются. Творчество Р. мало эволюционировало. В конце жизни Р. испытал кратковременное влияние музыки Р. Штрауса и К. Дебюсси, создав программные произв. (Романтическая сюита, 4 поэмы по А. Бёклину). Музыка Р. служит своего рода связующим звеном между поздним романтизмом и классицистскими течениями 20 в. (в частности, неоклассическую линию творчества Р. продолжил П. Хиндемит, см. Неоклассицизм). При жизни Р. его музыка с трудом завоёвывала признание на родине. Вместе с тем его произведения с успехом исполнялись в Швейцарии, Нидерландах и России (выступал в Петербурге в 1906 как дирижёр и пианист). В 1950-е - 70-е гг. соч. Р. приобрели известность, особенно в странах немецкого языка.

Ю. В. Крейнина.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.