Леонид Десятников (р.1955) – «Du côté de chez Swann» («В сторону Лебедя») для двух фортепиано (1995)
Леонид Десятников:
"Лебедь" был написан в 1995 году и представляет собой комментарий к классической музыке, в данном случае к хрестоматийному шедевру Сен-Санса. Я используь тот же строительный материал - преимущественно гаммы и арпеджио. Кроме того, здесь, как ни странно, есть следы моего увлечения творчеством Лигети, в частности, его "Тремя пьесами для фортепиано в четыре руки", хотя, конечно, музыка Лигети несравненно сложнее.
Алексей Мирошниченко, хореограф:
Композитор Леонид Десятников положил в основу своего произведения литературный и музыкальный мотивы. С одной стороны, это роман Пруста "По направлению к Свану", где Сван (Swann) - имя героя. С другой - - знаменитая миниатюра Сен-Санса "Лебедь" (Swan) из сюиты "Карнавал животных"
Уже в самом названии заключена идея балета, где игра слов (Swann\Swan) и влияние двух шедевров, литературного и музыкального, определяют развитие пластических событий внутри балета: это не Лебедь, но только движение "по направлению" (Du cote de chez...). И неважно, персонаж это литературы или музыки.
В разговоре с композитором я услышал интересную фразу:"Все мы прекрасно знаем эту простую и абсолютно гениальную музыку, где всё предопределено с самого начала, где название и настраивает на специальный лад. Но мы становимся свидетелями лишь самого конца, как будто пропустили начало и середину, что-то основное и самое главное. Мне хотелось заглянуть внутрь и посмотреть, что там происходит".
Я настолько проникся этой музыкой, что не могу теперь представить, что раньше никогда этого не слышал. Мне никогда ещё не встречалось произведение, которое имело бы в основе идею другого, но которое было бы настолько самобытным, самодостаточным, мощным и обладало бы такой энергетической силой, которая способна смести очень многие стереотипы.