Иоганн Себастьян Бах. Сонаты и партиты для скрипки соло
Соната №1 соль минор, BWV 1001
Партита №1 си минор, BWV 1002
Соната №3 ля минор, BWV 1003
Партита №3 ре минор, BWV 1004
Соната №3 Ре мажор, BWV 1005
Партита №3 Ми мажор, BWV 1006
В творчестве И.С.Баха ярко и многообразно отразился блестящий расцвет скрипичного искусства, занимавшего одно из ведущих мест в западноевропейской музыкальной культуре XVII-XVIII столетий.
Шесть сонат и партит для скрипки соло, как и большинство скрипичных произведений И.С.Баха , были созданы во время его пребывания в Кётене (1717-1723), а именно в 1720 году. Кётенский период был периодом расцвета камерно-инструментального творчества композитора, что зачастую связывают с внешними обстоятельствами: в должности «каммермузик-директора» и придворного аккомпаниатора князя Леопольда Ангальт-Кётенского И.С.Бах должен был писать музыку определённого рода; к тому же он не имел в своём распоряжении хора и органа. И всё же такое объяснение представляется односторонним и прямолинейным. Очевидно, что обращение И.С.Баха к жанрам камерно-инструментальной музыки было связано с ещё большей кристаллизацией существеннейших черт его стиля. Как нельзя лучше для этого подходила область камерно-инструментальной музыки, ставшая своего рода «творческой лабораторией». Сформировавшийся уже в кётенские годы скрипичный стиль И.С.Баха оказал существенное влияние на становление других музыкальных жанров, в особенности жанра инструментального концерта, исторически сложившегося в сфере скрипичной музыки.
Сольные сонаты и партиты И.С.Баха — одна из вершин скрипичной музыки эпохи барокко. Этими сочинениями великий немецкий композитор не только завершил основную линию развития немецкого скрипичного искусства за исторический период (от истоков и до XVIII столетия), но и создал, по существу, новый жанр инструментальной музыки, внеся одновременно неоценимый вклад в мировую скрипичную литературу. Российский исследователь С.Нестеров отмечает, что именно у И.С.Баха жанр сонаты для скрипки соло «окончательно формируется как самостоятельный, значительный и концептуальный» [Нестеров, С.И. Пути развития сонаты для скрипки соло в контексте стилевых, жанровых и исполнительских исканий музыки ХХ века: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения: 17.00.02 / С.И.Нестеров. — Ростов-на Дону, 2009. — 22 с.]
По мнению музыковедов, которые рассматривают Сонаты и партиты И.С.Баха как своеобразное музыкальное воплощение Евангелия [С.Нестеров, В.Холопова], эти сочинения представляют собой единый сверхцикл, состоящий из трёх циклов — в соответствии с тремя группами церковных празднеств. Каждый из трёх циклов образует пару из сонаты и партиты с противопоставлением религиозно-философского начала светскому. Первая пара (первый цикл) посвящена рождественским событиям, вторая (второй цикл) — событиям Страстной недели, третья (третий цикл) — праздникам Воскресения, утверждающим идею Вечности как вечного движения.
Кульминацией сверхцикла является Чакона — «гимн концепции преображения, завершающая евангелические сцены страдания, шествия на Голгофу, распятия и смерти Спасителя».