Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Барток Б. Сюита из балета "Волшебный мандарин", op.19

Белла Барток. Сюита из музыки к балету "Чудесный мандарин", ор.19

Сюита из музыки самого загадочного балета ХХ века «Чудесный мандарин» Б.Бартока не звучала в Минске с 60-х годов прошлого столетия. Сюжет балета – сюрреалистичный триллер, музыка – экспрессионистская картина. Действие разворачивается в трущобах Большого города, в комнате Девушки. Двое бродяг заставляют Девушку завлекать мужчин. После двух неудачных попыток (безденежные Старик и Студент) в комнате наконец-то оказывается Мандарин (так называли высокопоставленных китайских чиновников в Европе). Преодолевая страх и отвращение, Девушка начинает соблазнительный танец. Он переходит в борьбу, которая завершается тем, что Мандарин настигает Девушку и обнимает её... По замыслу Б.Бартока здесь заканчивается сюита, и именно с этого момента начинается самая шокирующая часть балета: бродяги набрасываются на Мандарина, забирают деньги и драгоценности, а затем пытаются убить его (точнее, Мандарина убивают трижды). Но все их усилия тщетны – Мандарин каждый раз поднимается и вновь бросается к Девушке до тех пор, пока ей не приходит в голову «догадка». Девушка подаёт знак отпустить его. «Мандарин падает на пол и внезапно бросается на девушку. Она больше не сопротивляется. Они обнимаются. Тоска Мандарина замирает, его раны начинают кровоточить, он слабеет и, после короткого сопротивления, умирает» (ремарки автора). Эта «догадка» Девушки, возможно, даёт ключ к пониманию происходящего: человеческая страсть как пружина, её напряжение определяет ход событий, и покой наступает лишь тогда, когда пружина развернётся. Сюита из музыки балета завершается как раз в тот момент, когда пружина сжимается до своей предельной точки, после чего всё последующее – это стремительно прогрессирующее развёртывание. И если в балете композитор предлагает свой вариант развёртывания, то в сюите — оставляет решение сюжета на волю слушателя. Музыкально сюита завершена, сюжетно – открыта, и то, как механизм пружины будет разворачиваться дальше, слишком от многого зависит – уже прозвучавшей музыки, дирижёра, исполнителей, и... от каждого, кто оказался в зале.

Инна Карпук

(из аннотации к концерту Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, дирижёр - А.Анисимов; 2009)