Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Бетховен Л. Соната для скрипки и фортепиано №9, ор.47, «Крейцерова»

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)

Соната №9 Ля мажор для скрипки и фортепиано «Крейцерова», ор.47

Adagio sostenuto. Presto
Andante con variazioni
Finale. Presto

Высочайшего расцвета жанр скрипичной сонаты достиг в творчестве Л. ван Бетховена. Наряду с отточенностью формы и концентрированностью выражения, свойственными искусству классицизма, в сонатах Бетховена заметны и черты, воспринятые и развитые впоследствии композиторами-романтиками. Одно из наиболее известных камерных произведений композитора Соната Ля мажор ор.47 («Крейцерова», первоначально посвящённая скрипачу Джорджу Бриджтауэру, который и стал её первым исполнителем) выделяется прежде всего по своему жанру. Автор обозначил своё произведение как «Соната для фортепиано и облигатной скрипки, написанная в концертирующем стиле, – как бы концерт», что указывает, с одной стороны, на продолжение раннеклассической традиции сонаты для клавира и мелодического инструмента, а с другой стороны – на сближение жанров сонаты и концерта, характерное для последующих эпох.


Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор, соч. 47 Людвига ван Бетховена вошла в историю под названием «Крейцерова», поскольку композитор посвятил ее французскому скрипачу Родольфу Крейцеру, об исполнительских и человеческих достоинствах которого имел весьма высокое мнение. Адресат тем не менее не оценил бетховенское творение и ни разу в жизни его не исполнил. Премьера сонаты, состоявшаяся в 1803 году, носила экзотический характер: партию фортепиано исполнял сам автор, а скрипичную партию — пользовавшийся известностью в то время виртуоз-мулат Бриджтауэр, сын некоего негра, выдававшего себя за абиссинского принца.

Бетховен снабдил сочинение подзаголовком «в очень концертном стиле» — с полным правом он мог бы назвать ее «в симфоническом стиле», так как грандиозная первая часть производит впечатление части симфонии, превращая дуэт исполнителей в захватывающий «поединок», требующий от обоих инструментов всех их ресурсов. Вторая часть — Andante с вариациями — снова соревнование, но совсем другого рода: скрипка и фортепиано оспаривают друг у друга превосходство в тонкости и мастерстве рисунка, в легком, полетном движении сплетая ажурную музыкальную ткань. Финал сонаты — стремительная тарантелла, в которой господствует радостное настроение, стихия танцевальности и юмора.

Популярности Крейцеровой сонаты способствовала одноименная повесть Льва Толстого. В ней писатель назвал Andante «прекрасным, но обыкновенным, не новым», вариации «пошлыми», а финал «совсем слабым». Однако о первой части он написал так: «Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки». Позже Лев Николаевич изменил свое нелестное мнение о второй и третьей частях. Из «Бесед с Толстым» пианиста Гольденвейзера известно, как растерялся писатель, услышав сонату через несколько лет после опубликования повести. Он, казалось, сам мог едва поверить в то, что приписывал когда-то этой музыке.

Надежда Кулыгина (источник: http://www.belcanto.ru/beethoven_vs9.html)

Ноты произведения