Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Брамс И. Фортепианный квартет №1 соль минор, ор.25

Иоганнес Брамс (1833 - 1897) - Фортепианный квартет № 1 соль минор, ор.25

Allegro

Intermezzo Allegro ma non troppo

Andante con moto

Rondo alla Zingarese. Presto

Год создания: 1861

В фортепианных ансамблях Брамс нашёл такую форму выражения художественных идей, которая по внутреннему масштабу не уступает симфонии и вместе с тем свободна от тех обязательств перед традицией, которые накладывает симфонический жанр. Синтез камерности, концертности и симфоничности – вот что, по видимому, привлекало его в фортепианном ансамбле.

Фортепианный квартет, в котором не так уравновешена звучность, получил меньшее распространение [в отличие от фортепианного квинтета – прим. ред.]. Тут у Брамса почти нет конкуренции – его квартеты вместе с двумя произведениями Моцарта и ми-бемоль-мажорным квартетом Шумана являются самыми совершенными образцами жанра. Именно в квартете соль минор мы, быть может, впервые слышим истинно «брамсовскую тональность», в которой элегичность, тихая застенчивость сменяются бурными порывами чувства, а стремление к исповеди подчас внезапно никнет и приглушается. Точно так же здесь можно наблюдать и сочетание тонкой мотивной работы с масштабностью письма, удивительной тематической щедрости с единством музыкальной мысли, необычайного полнозвучия с моментами аскетической графичности квартетной фактуры, необычных решений в области формы и драматургии – с опорой на традиционные образцы. Широта образного мира, многообразие жанровых связей, масштабность тематической работы позволяют говорить об эпическом строе всего сочинения, который сочетается с удивительной интимностью отдельных высказываний.

Господствующий эмоциональный тонус квартета может быть соотнесён с характером некоторых будущих Венгерских танцев... Самое открытое проявление венгерского духа – в финале квартета – подготовлено всем образным строем цикла в целом. Рапсодией можно было бы назвать не только финал, но и всё произведение – черты свободной рапсодичности (или балладности) очень сильны в первой части и в Andante, с их тематическим богатством, «вольностями» в трактовке формы, насыщенностью динамическими контрастами.

Е.Царёва «И.Брамс»

Партитура произведения на International Music Score Library Project (IMSLP)