Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Брунс Николаус (1665 - 1697)

Брунс Николаус  (1665 - 29 марта 1697) - датско-немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых выдающихся органистов и композиторов своего поколения. 
Родился в немецком городе Швабштедт, небольшом поселения вблизи Хусума. Происходил из семьи музыкантов и композиторов. Его дед, Павел (умер 1655), работал лютнистом в Любеке. Отец Брунса был органистом в Швабштедте. 
В шестнадцать лет Брунс, вместе со своим младшим братом Георгом, был отправлен в Любек, чтобы жить со своим дядей Петра, который научил его игре на скрипке и виоле да гамба. Братья также занялись изучением органа и композиции: Георг у Бернхарда Oльфина и Николаус у Дитриха Букстехуде. Букстехуде был настолько впечатлен талантами и прогрессом Брунса, что обеспечил ему рекомендацию в Копенгаген, где Брунс впоследствии работал органистом и скрипачом.

29 марта 1689 Н.Брунс вступил на должность органиста в Хусуме, через несколько месяцев ему предложили должность в Киле, от которой музыкант отказался. Брунс оставался в Хусуме до своей кончины в 1697 году, в возрасте 31 года.  Его единственный сын, Йохан Павла, стал богословом. После смерти Николауса Брунса в Хусуме его сменил брат Георг. 

К сожалению, работ Николауса Брунса сохранилось мало: всего 12 вокальных произведений и 5 композиций для органа. 



В 1735 Бах написал "Происхождение музыкальной семьи Бахов”, один из немногих документов вышедших из под его пера, включавший автобиографическую информацию – себе он назначил номер 24. К сожалению Бах не поведал нам ничего о том, что повлияло на его музыкальность, но кое-что стало известно от других людей, особенно от его сына Карла Филиппа Эммануила. В некрологе, подписанным совместно с Иоганом Фридрихом Агриколой в 1754 мы читаем: 

"Здесь (в Арнштадте) он впервые показал плоды своего искусства сочинения и игры на органе, которые проявились главным образом в работах наиболее известных и искусных композиторов того времени, и в которых он увидел свое отражение. В органном искусстве в качестве образца он руководствовался сочинениями Брунса, Рейнкена, Букстехуде и нескольких других хороших французских органистов." 

В письме, посланном Иоганну Николаусу Форкелю - первому биографу Баха, в конце 1774 Карл Филипп Эммануил пишет: 

"Помимо Фробергера, Керля и Пахельбеля он слушал и изучал работы Фрескобальди, Фишера - капельмейстера Бадена, Струнка, некоторых старых добрых французов, Букстехуде, Рейнкена, Брунса, Бёма - органиста Ленебурга." 

В его первой биографии дальнейшие упоминания Николауса Брунса встречаются два раза. Первый раз, при подведении итогов жизни Баха: 

"Наиболее знаменитыми клавирными композиторами тех дней были Фробергер, Фишер, Иоганн Каспар Керль, Пахельбель, Букстехуде, Брунс, Бём и др. Он заметил, что у брата Баха была книга, в которой было несколько произведений вышеупомянутых авторов, и которую он искренне просил ему показать. [...] Из-за отсутствия свечи он мог только переписывать ее при лунном свете и потребовалось целых шесть долгих месяцев для того, чтобы закончить эту кропотливую работу." 

Второе упоминание мы находим в пятой главе:

"То, что он написал в течение дня, он разучивал следующей ночью. В тоже время он никогда не забывал с тем же усердием и вниманием изучать работы Фрескобальди, Фробергера, Керля, Пахельбеля, Фишера, Струка, Букстехуде, Рейнкена, Брунса, Бёма, а так же некоторых старых французских органистов, которые, согласно моде тех времен, все были великим мастерами гармонии и фуги." 

Наконец, Иоганн Иоахим Кванц, в своем известном "Методе игры на поперечной флейте” (1752), писал:

"Органисты и музыканты на клавире, среди последних особенно Фробергер и Пахельбель, а в числе первых Реинкен, Букстехуде, Брунс и некоторые другие были первыми, кто создали наиболее искусные сочинения своего периода для своих инструментов. Но искусство игры на органе, в значительной степени пришедшее из Нидерланд и одновременно получившее высокое распространение, благодаря вышеупомянутым и некоторым другим выдающимся людям особенно. Наконец замечательный Иоганн Себастьян Бах, в последнее время доведя свое искусство до совершенства."

Желая найти имя, что оказало основное влияние на Баха мы неизменно сталкиваемся с именем Брунса. Книга, упомянутая Форкелем, это конечно же так называемая книга Андреаса Баха, названная в честь одного из прежних ее владельцев, но собранная самым старшим братом Баха и его главным учителем игры на клавире Иоганном Кристофом. Оба также связаны с другим ранним источником - рукописью Мюллера, которая содержит ранние сочинения Баха вместе с музыкой Бёма, Букстехуде, Кунау, Пахельбеля, Рейнкена, не в последнюю очередь Николауса Брунса - единственного, кого не было в живых ко времени составления рукописи. Его прелюдия ми минор и соль мажор — часть той книги, и не трудно найти аналогии между ранним стилем Брунса и Баха.

Позднее имена Баха и Брунса вновь пересекаются, на сей раз Бах обратит свое внимание на работу дяди Брунса, Фридриха Николауса (1637-1718 г) - самого старшего брата его отца Пауля. На Великую Пятницу 1726 Бах исполнил в Лейпциге его "Страсти”. Северная и Центральная Германия того времени представляла собой совокупность музыкальных семей, и Брунс принадлежал к одной из самых выдающихся.

Пaуль старший - дедушка Николауса известен как музыкант в ганзейских городах Готторпе и в Любеке, где Брунс учился у Дитриха Букстехуде, две органные работы которого можно также услышать на этом диске вместе с прелюдией органиста и композитора Арнольда Матиаса Брункхорста. Все произведения исполняются Лоренсо Гиельми (Il Giardino Armonico) в Сан-Симплициано в Милане на Органе Ahrend, построенном в 1991 в северном немецком стиле конца 17-го столетия. 

Тот факт, что работы Брунса часто появляются бок о бок с произведениями других великих мастеров его времени, но прожившими дольше, тем более примечателен, поскольку сам он прожил только 31 год. Однако его жизнь вплелась одной из главных нитей в очаровательную и сложную сеть музыкальных тенденций процветающей северной немецкой музыкальной жизни конца 17-ого столетия. Композитор, органист, скрипач и альтист, Брунс прожил достаточно долго, чтобы оставить после себя добрую память в Хузуме - городе, где он работал с 1689 до самой смерти. По словам одного из его современников Иоганна Мельхиора Краффта: "С тех пор в этом городе никогда не слышали ничего похожего на его произведения и манеру исполнения.”

Луис Гаго (источник: http://intoclassics.net/news/2012-03-12-22369)