Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Букстехуде Д. Membra Jesu Nostri, цикл кантат, BuxWV 75

Исполнители

Дитрих Букстехуде

"Membra Jesu Nostri"  ("Части тела Иисусова"), цикл кантат, BuxWV 75

Ad pedes: Ecce super montes (SSATB, 2 violins, violone, continuo)

Ad genua: Ad uber portabimini (SSATB, 2 violins, violone, continuo)

Ad manus: Quid sunt plagae istae (SSATB, 2 violins, violone, continuo)

Ad latus: Surge amica mea (SSATB, 2 violins, violone, continuo)

Ad pectus: Sicut modo geniti infantes (ATB, 2 violins, violone, continuo)

Ad cor: Vulnerasti cor meum (SSB, 5 viols, continuo)

Ad faciem: Illustra faciem tuam (SSATB, 2 violins, violone, continuo)

Год создания: 1680

 

Партитура

 

Сочиненный Дитрихом Букстехуде в 1680 году цикл кантат "Membra Jesu nostri" ("Части тела Иисусова")
представляет собой исключительное явление в истории европейской музыки. В основу семи кантат легли
фрагменты стихотворения Арнульфа из Лёвена (ум. в 1250 г.), необычайно широко распространенного в 17
веке как среди католиков, так и среди протестантов. Каждая из кантат цикла посвящена одной из частей тела
распятого Иисуса, при этом взгляд медитирующего перед распятым на кресте Спасителем обращен сначала
к стопам (Кантата 1, "Ad pedes"); далее он поднимается к коленям (Кантата 2, "Ad genua"), к рукам (Кантата 3,
"Ad manus"), к боку (Кантата 4, "Ad latus"), к груди (Кантата 5, "Ad pectus"), к сердцу (Кантат 6, "Ad cor") и, наконец,
устремляется к лицу Иисуса (Кантата 7, "Ad faciem"). Для каждой кантаты составитель текста (скорее всего, сам Букстехуде)
не только отобрал строфы из стихотворения Арнульфа Лёвенского, но и выбрал изречения из Ветхого или Нового
Завета, в которых упоминаются части тела, которым посвящена та или иная кантата. Изречения эти не обязательно
связаны с описанием Страстей Господних, так, например, для кантаты 6, обращенной "К сердцу", он выбирает стих
из "Песни песней": "Ты ранила мое сердце, сестра моя, невеста моя". Словно подчеркивая особенное значение этой
кантаты, Букстехуде избирает для нее редкий инструментальный состав: три вокальные партии (2 сопрано и бас)
сопровождает консорт из пяти виол да гамба. В остальных же шести кантатах композитор ограничивается составом 
из 2-х скрипок и Basso continuo.
Сторонники теории прогресса в искусстве в свое время отвели  Дитриху Букстехуде в истории музыки почетную, хотя и скромную
роль одного из самых значительных предшественников Иоганна Себастьяна Баха.
Возможно, цикл "Membra Jesu nostri" более других сочинений Букстехуде опровергает это мнение.
Подобно таким шедеврам, как баховские "Страсти" или Месса си минор, это творение мастера из Любека, созданное "Во славу
Господню", сияет неугасимым светом, являя нам один из удивительных взлетов человеческого духа.