Билетная касса:

+375 17 396-16-17

Заказ билетов

Год качества

Корелли Арканджело (1653–1713)

Исполнители

Корелли (Corelli) Арканджело (17 II 1653, Фузиньяно - 8 I 1713, Рим) - итал. скрипач, композитор и педагог. Обучался игре на скрипке у Дж. Бенвенути в Болонье. С 1670 чл. Болонской филармонич. академии. С 1671жил в Риме, где изучал контрапункт у М. Симонелли. Работал церк. скрипачом, концертмейстером оркестра т-ра "Капраника", выступал во главе инстр. ансамблей. В 1681 был издан сб. трио-сонат ор. 1, положивший начало европ. славе К. В 1687-1690 возглавлял (маэстро ди музика) капеллу кардинала Б. Панфили, с 1690 - капеллу кардинала П. Оттобони, руководил его музыкальными концертами (академиями), вёл педагогическую деятельность. С 1710 прекратил публичные выступления. В конце 1712 покинул кардинальский дворец.
Композиторское наследие К., состоящее исключительно из сольных и ансамблевых скрипичных произв., количественно невелико. К. подолгу вынашивал художеств. замыслы, отделывал сочинения до полного совершенства. Его сб. сонат для скрипки соло с басом ор. 5 и сб. concerti grossi op. 6 (изд. посмертно, 1714) являются ярчайшими образцами старинной предклассич. сольной скрипичной сонаты и оркестровой музыки. Этими произв. он как бы подвёл итог исканиям неск. поколений итал. композиторов. То, что у предшественников К. было лишь смелой догадкой, технич. новшеством, приобрело в его творчестве законченный смысл, глубокое содержание, органичность формы. Круг муз. образов в его сонатах ещё недостаточно широк, порой ощущается нек-рая абстрактность муз. языка (гл. обр. в полифонич. частях "церковных" сонат). Но ясность и завершённость мысли, чеканность формы, а главное напевность его лучших произв. предвещают классич. иск-во. Сб. сольных сонат К. - значит. веха в формировании инструментальной сонаты, а соncerti grossi заложили фундамент для развития симф. музыки. Они выявляют связь иск-ва К. с вековыми художеств. традициями Италии, с культурой итал. Возрождения. Произв. К. свидетельствуют о нар. истоках его музыки: "Пастораль" из concerto grosso No 8, заключит. "Фолья" из сб. сольных сонат и "В темпе гавота" из сонаты No 10 (Дж. Тартини избрал эту мелодию темой для своих 50 вариаций "Искусство смычка"). Последние 2 произв. (в обр. Ф. Крейслера) сохраняют популярность в концертном репертуаре скрипачей. Как виртуоз и педагог К. был основателем т.н. римской школы, положившей начало "золотому веку" итал. скрипичного искусства. В основе исполнит. мастерства К. лежало "искусство пения", ограниченное строгими рамками, идеалом являлась "связная", плавная игра. Современники отмечали яркую выразительность исполнения К., богатство и разнообразие оттенков. Среди его учеников - Ф. Джеминиани, П. Локателли, Дж. Б. Сомис и др.
Сочинения: 4 сборника трио-сонат, ор. 1-4 (каждый по 12 произв., 1681, 1685, 1689, 1694); 12 сонат дляскрипки и баса или чембало, ор. 5 (1700); 12 concerti grossi, op. 6 (1714).Литература: Кузнецов К., Ямпольский И., Арканджело Корелли, М., 1953; Оrsini L., Corelli, Torino, 1915; Pinсherle M., Arcangelo Corelli, P., 1933, nouv. йd., Corelli et son temps..., (s.l.), 1954; Rinaldi M., Arcangelo Corelli, Mil., 1953; Catalogo della Mostra corellianu, Roma, 1953-54; Stillings F. S., Arcongelo Corelli, Ann Arbor, 1957.

И. М. Ямпольский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.