Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Кузнецов В. "Бесполезная музыка №1 / Лента Мёбиуса 2 / Бутылка Мёбиуса для пяти исполнителей"

Вячеслав Кузнецов. Бесполезная музыка №1 / Лента Мёбиуса 2 / Бутылка Мёбиуса для пяти исполнителей (1991 - ....)

Уникальный образец алеаторного проекта, в котором художественные приёмы открытости, незавершённости и нелинейности доведены до своего крайнего выражения – отсутствия целостности образа и самого замысла сочинения в целом. В данной композиции вариантно всё - и музыкальная и графическая ткань, и форма, и исполнительский состав, и художественный стиль и название. Алеаторные композиции в музыке, даже обладающие мобильной тканью и формой одновременно, при всей своей открытости, как правило, имеют единожды данный композитором свод указаний, своего рода правил игры, согласно которому дальнейшее бытие произведения творится только исполнителем. Креативная роль композитора завершается на пограничном этапе выпуска сочинения в свет. В.Кузнецов создаёт проект, в котором наступление этого рубежного этапа предполагается в любой момент, однако может не случится никогда. То есть, начав писать сочинение в 1991году, композитор принципиально его не заканчивает, оставляя в виде черновика, не предлагая к исполнению и не включая в список своих сочинений. Отличие данного случая от примеров подобного рода, встречающихся в творчестве едва ли не каждого композитора (когда работа над начатым черновиком из различных соображений откладывается на неопределённый срок или навсегда) в том, что его временное или постоянное игнорирование не является следствием стечения обстоятельств, а позиционируется как важный компонент творческого замысла. По существу, «Лента Мёбиуса 2» - не произведение, а отсутствие произведения, как человек в «Голубой тетради №10» Д.Хармса, у которого «ничего не было! Так что не понятно, о ком идёт речь». Это объясняет один из вариантов названия – «Бесполезная музыка №1». Даже оформив один из вариантов этого текста в качестве самостоятельного, композитор обозначает его как «Бутыль Клейна. Реконструкция композиции 1991 г.» (2006г.), таким образом подчёркивая не окончательный характер последней версии (как это могло бы быть в случае редакции черновика), а наоборот – производный.


Особенности структуры композиции отражают несколько других его названий: «Лента Мёбиуса 2», «Бутылка Мёбиуса», «Бутылка Клейна». В математике Бутылка Клейна — это поверхность (двумерное топологическое пространство), у которой нет различия между внутренней и внешней сторонами. Бутылка Клейна впервые была описана в 1882 г. немецким математиком Феликсом Клейном (1849- 1925). В отличие от Ленты Мёбиуса, Бутылка Клейна не может быть воссоздана в трёхмерном пространстве, она может быть вписана только в четырёхмерность.


Принципиальная открытость замысла и структуры сообщает композиции черты типичного гипертекста, существующего и создающегося одновременно. Сущностная незаконченность сочинения, возможно, не позволяет анализировать его как образец произведения, но даёт все основания для рассмотрения его как текста, обладающего качествами нелинейности, вариабельности, нестабильности. Текст «Ленты Мёбиуса 2» на данном этапе существования бытует в двух измерениях: музыкальном и графическом.


Музыкальный текст основан на импровизации исполнителей в 16 стилях, предложенных композитором, включающих как индивидуальные композиторские стили (Бах, Моцарт, Мусоргский, Стравинский, Бетховен, Вагнер, Шостакович, Прокофьев), так и стилевые направления музыки различных эпох (джаз, барокко, рок, авангард, минимализм, регги, фольк, блюз). Каждому стилю посвящена отдельная музыкальная ячейка (с учётом четырёх фрагментов тишины их 20), из которых составляет свой музыкальный путь исполнитель. Композиторские рекомендации ограничиваются характером динамики, временем звучания каждого отрывка и, частично, возможными вариантами порядка их исполнения. Так, в процессе исполнения каждый из четырёх инструменталистов может: а) последовательно озвучить все предложенные фрагменты, б) использовать перестановку строк (вариант намечен композитором), сохраняя последовательность отрывков внутри них, в) свободно перемещаться от фрагмента к фрагменту. Исполнительский состав также предельно вариантен: несмотря на наличие указаний на конкретные инструменты (пикколо или флейта, бас кларнет или кларнет, сил, скрипка), композитор допускает любые замены.


Связующим стержнем является пласт чембало, наименее подверженный импровизации. На протяжении всего сочинения им исполняется один и тот же нотированный фрагмент, представляющий собой мелодическую линию (вариантно повторяющаяся попевка яркой до мажорной окраски) на фоне метрично повторяющегося мажорного кластера.


Графический текст неоднороден, и два его основных слоя воплощают две противоположные идеи – стабильности и мобильности. Ощущение устойчивости создаётся средствами геометрии прямоугольника. Каждая музыкальная ячейка вписана в фигуру прямоугольника, а расположение двадцати ячеек по пять на четырёх строках придаёт композиции сходство с магическим квадратом. Вся партитура, размещённая на одном листе, обрамлена прямоугольником, что придаёт ей законченный облик.


Эффект мобильности достигается наличием множества «черновых» пометок, представляющими собой многочисленные стрелки, указывающие варианты движения, а также кривые линии, подчёркивающие или обводящие композиторские ремарки.

Ольга Егорова. Структура и свойства музыкального гипертекста (на примере творчества В.Кузнецова)