Билетная касса:

+375 17 396-16-17

Заказ билетов online

Год качества

Кузнецов В. "Числа Фибоначчи, звучащие прогрессии для органа"

Вячеслав Кузнецов. "Числа Фибоначчи, звучащие прогрессии для органа"

Звуковой образ композиции обладает характеристиками медитативности, статичности, наполненной внутренним вариантным движением. Данные характеристики подчёркнуты ровной динамикой mf . основная идея сочинения - воплощение музыкальными средствами стройной числовой композиции, представляющей контрапункт рядов Фибоначчи.


В музыке присутствуют два плана претворения ряда Фибоначчи:
• звуковысотный,
• композиционный.

Первый числовой ряд определяется следующим образом. Композитором избран звукоряд, каждый звук которого обозначается цифрой от 0 до 9 [Схема Б.6]. В мелодической линии последовательно зашифровываются числа ряда Фибоначчи: 49 полных чисел Фибоначчи (от 1 до 12592269026) и одно незавершённое (2037). Мелодика сочинения не подчиняется музыкальным закономерностям, а является прямой проекцией числового ряда, следовательно цезуры в мелодическом развитии также объясняются исключительно числовыми последовательностями. С целью избегания ладовой напряжённости, придания ладу большей мелодичности и определённости в основном звукоряде (в ладовом отношении он соответствует a moll натуральному) пропускается звук g (седьмая и самая неустойчивая ступень лада). Таким образом композитор достигает необходимого баланса музыкальной и математической составляющей.


Основная тенденция развития мелодической линии – расширение диапазона (звуковысотное воплощение прогрессии), активизируется в последней фразе двукратной октавной транспозицией.
Мелодическая линия верхнего голоса, являющаяся носителем звуковысотного числового ряда, дублируется средним голосом. Вся же фактура базируется на нижней линии – педали «а».

Следующий план воплощения ряда Фибоначчи – композиционный. Композиция складывается из накопления мелодических фраз, из количеств звуков в которых выстраивается ряд от 1 до 55. Однако этот ряд дан в усложнённом виде - не в прямом движении, а с повтором суммируемых членов ряда: 1 2 3 2 3 5 3 5 8 и т.д. Для акцентирования композиционного деления и усиления фонического эффекта длительного звучания каждый предпоследний звук фразы продляется вплоть до окончания последнего звука.
Два основных ряда Фибоначчи дополнены вкраплениями третьего, состоящего из длительностей фермат: одна фермата в начале протяжённостью 3" и три в конце по 13", 8" и 5". Как видно, числа вписываются в отрывок ряда, данный не в прямом движени, а с обратной перестановкой последних трёх составляющих.

alt
Таким образом, "Числа Фибоначчи" представляют собой мультимедиа-проект, основанный на средах музыки и математики. Причём при господствующем характере математики, композитор добивается истинно «музыкального» звучания, тщательно продумывая ладовые средства.

Ольга Егорова. Структура и свойства музыкального гипертекста (на примере творчества В.Кузнецова)