Билетная касса:

+375 17 396-16-17

Заказ билетов online

Год качества

Кузнецов В. "Монолог Гамлета из «Дисморфомании» Вл.Сорокина для голоса и подготовленного фортепиано"

Вячеслав Кузнецов. «Монолог Гамлета из «Дисморфомании» Вл.Сорокина для голоса и подготовленного фортепиано» (1992)

Экстремальная вершина страха, стирающая грань между разумом и безумием, выводящая даже за пределы эмоционального – таков образ «Монолога Гамлета».

В.Кузнецова заинтересовал парадокс восприятия: «когда страшно, - нет уже ни слов, ни эмоций. Происходит переход в другое измерение, на новый уровень восприятия, когда фраза страшная и бессмысленная воздействуют одинаково, как фортиссимо и пианиссимо, как обжигающе горячее и обжигающе холодное». Это та точка, за которой появление любого нового ощущения, будь то возвращение к смыслу или же До мажорное трезвучие, будет превосходить по воздействию все предыдущие средства.


Для воплощения образа В.Кузнецов прибегает к тексту «Дисморофомании» Вл.Сорокина. Отношение к первоисточнику весьма показательно: композитора привлекла сама фоника текста, «очарование звука». В связи с этим, литературный текст трактован свободно, составленный из двух фрагментов «Дисморофомании», он изначально дан не в точном цитировании, а с некоторыми изменениями. Более того, в композиции допускается импровизирование в заданных рамках литературного текста, в особенности в конце сочинения, где текст договаривается произвольно и может быть оборван в любом месте.
Музыкальное исполнение литературного текста вариантно: в первом варианте исполнитель чётко следует звуковысотности, фиксированной в партитуре; во втором варианте интонационная линия является лишь «поводом проявить актёрские и голосовые возможности».

Единое художественное состояние дополняется сценическим действием, прокомментированным композитором: «вокалист медленно выходит из-за кулис с включённым метрономом и устанавливает его на струны рояля в нижнем регистре, а по окончании сочинения, снимает метроном и, не выключая, уносит его за кулисы, оставаясь в образе».

Музыкальная композиция произведения осуществляется параллельно в трёх видах в партиях баритона, фортепиано и метронома, причём каждая из них представляет разные типы движения.
Партия метронома отражает линейное движение: она лишена пауз и метрический показатель на протяжении сочинения не изменяется.
Партия баритона – линейное движение, обогащённое существенной долей импровизационности. Ритм, метр, динамика, темп, звуковысотность подчинены актёрской игре исполнителя.
Партия фортепиано представляет нелинейное движение: отсутствует традиционная нотация, указано начало первого и последнего фрагмента по отношению к партии баритона, порядок следования фрагментов, приблизительно обозначено число их повторов и предоставлена полная свобода в месте исполнения серединных фрагментов по отношению к вокальной партии.


Графическая композиция также трёхпланова. План метронома представлен одной строкой – обозначением скорости ударов и протяжённости линии. Партия баритона выглядит как ряд нотированных фрагментов, за исключением кульминационной фразы (звуки предельной высоты) и коды (текст заключён в геометрию ломаного прямоугольника). Партия фортепиано графически автономна и оформлена в виде трёх квадратов (в каждом используются различные приёмы исполнения) с расходящимися стрелками, точно или приблизительно обозначающими время исполнения по отношению к партии баритона.

Ольга Егорова. Структура и свойства музыкального гипертекста (на примере творчества В.Кузнецова)