Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Кузнецов В. "Тайные заклинания Эстевана Пакарати, аборигена острова Пасхи" для голоса и магических действий

Вячеслав Кузнецов. «Тайные заклинания Эстевана Пакарати, аборигена острова Пасхи» для голоса и магических действий (2001).


Текст из сборника «Искусство острова Пасхи» привлёк композитора фонетическим своеобразием и возможностью создания магического ритуального действа в новых, сценических условиях. Эта идея обусловила необходимость воздействия на различные сферы восприятия, и, как следствие, формирование мультимедийной композиции. Уже в названии «Тайные заклинания Эстевана Пакарати, аборигена острова Пасхи для голоса и магических действий» содержится указание на наличие нескольких рядов – слухового, зрительного и иррационального. Концепция произведения и некоторые особенности его композиции более подробно раскрываются в авторских «Комментариях»:

«Исполнитель стоит спиной к зрительному залу и произносит текст строго в заданном ритме и в удобном (условно-среднем) регистре своего диапазона. При этом интонация должна быть достаточно ровной. Звук «ы» произносится резко, с предельными границами звуковысотности. Во время исполнения возможно очень медленное вращение тела вокруг своей оси против часовой стрелки. Все движения, связанные с магической стороной действия, касаются только рук и должны быть предельно точными, аскетически-убедительными, без излишней аффектации.
В случае использования нескольких голосов (от 2 до 5) текст произносится имитационно с интервалом в 2-3 сек. Желательно, чтобы интонационные линии не совпадали и отличались по высоте.
Допускаются варианты расстановки исполнителей в разных местах сцены для достижения более полного акустического эффекта».

Зрительный ряд сочинения представлен в двух аспектах. Первый – «магические действия» происходящие на сцене, руководства к которым содержатся в композиторских комментариях. Движения направлены на создание образа магического действа в слушательско-зрительском восприятии. Второй аспект – графика партитуры. Нотному тексту предпослан графический эпиграф-иллюстрация, в качестве которого композитором использовано изображение одной из знаменитых статуй острова Пасхи. Поскольку партитура не является обязательным атрибутом концертного исполнения, представляемым зрительскому вниманию, этот эпиграф адресован прежде всего интерпретаторам, в частности, исполнителям «Тайных заклинаний Эстевана Пакарати».


Слуховой ряд сконцентрирован вокруг создающегося в процессе исполнения единого звукового образа. На его воплощение направлены различные средства организации звука, а именно исполнительский состав, акустические эффекты, фонизм литературного текста и звуковысотность. Исполнительский состав вариантен. Помимо указанных в «Комментариях» 1–5 исполнителей-голосов, композитор допускает возможность любого творческого дополнения, способствующего нахождению нужного образа, например, введение сопровождения варгана. Акустические эффекты могут быть применены в зависимости от условий исполнения.


Первостепенное значение в данной композиции имеет фонизм литературного текста. Учитывая языковую специфику, прямой смысл текста отодвигается на задний план, уступая место фонетической составляющей. По свидетельству Тура Хейердала, «... Эстеван вполголоса прочёл заклинание, в которое вошли слова из старого, непонятного рапануйского наречия и современного полинезийского языка. Точного перевода я не получил, но суть сводилась к тому, что у входа в пещеру О Ко Иа четверым аку-аку по имени Инну, Хоранэ, Хитикапура и Ураурага-те-Махинае от моего лица были принесены в жертву внутренности петуха...».


Фоническая сторона представлена двумя текстовыми моделями. Первая – непосредственно традиционный текст, записанный от аборигена острова Пасхи Эстевана Пакарати:


Ко ау Ко Кон Тики хе Атуа Хива.
Хуа вири маите и Кауру Атуа на Ките.
Каига Эину Эхоране Эхити Капура Эураурага.
Те Махинаее Ка эа Коруа Какаи Кахака.
Хоа ите уму моа ите уму кокома оте Атуа хива.
Ко Кон Тики мохату О Кона.
То Коро Ва Ка Тере Ко хахо Когао Вари.
Оне Анна Кена Ое Атуа Хива Ко Кон Тики.
Хоа ите уму моа ите уму кокома оте Атуа...


Вторая модель ограничена одним звуком «Ы» и включена композитором для усиления фонического и эмоционального эффекта. «Ы» выбрано В.Кузнецовым как «звучание, отдалённое от культуры, наиболее близкое к природе». Таким образом, чередование двух текстовых моделей представляется как контраст текста окультуренного и текста природного. Фонический контраст усилен средствами звуковысотности, подробно описанной в композиторских «Комментариях».


Наличие двух моделей обусловило параллельную драматургию слухового ряда сочинения. Она представлена двумя основными линиями (А и В), соответствующими двум текстовым моделям. Поочерёдное развитие обеих линий приводит к постепенному усилению эмоциональности первой (наиболее ярко в партитуре его отражает динамика – от pp до f) и более резкому снижению эмоционального накала второй (от ff до pp на протяжении последней фразы).


Чередование драматургических линий является формообразующим фактором для композиции первого плана «Тайных заклинаний». Композиция состоит из 9 разделов, включающих по 1 фразе А и В, подчинённых принципу расширения. Принцип реализован с помощью увеличения количества звуков в каждой фразе. Однако, если в развитии линии В принцип действует более планомерно, то в развитии линии А, связанном с текстом первоисточника, он подвергается некоторой корректировке.

alt
Композиция второго плана, двухчастная, выстраивается благодаря существенному расширению 9-го раздела, имеющему собственные принципы строения. Таким образом, первую часть композиции второго плана составляют разделы 1 – 8, вторую – раздел 9.

alt

Вторая часть в композиционном отношении противоположна первой по нескольким позициям. Если в первой господствовал принцип расширения, то во второй – принцип сужения. Так, фраза линии А повторяется с последовательным усечением начала и конца на одну ритмическую группу. Фраза линии В вначале, напротив, продолжает расширятся, но затем подчиняется принципу усечения. Сами же фразы в этой части не чередуются, а проводятся целиком, включая повторы, друг за другом. Подход к развитию линий также противоположен: в первой части более чётко организована линия В, а второй – линия А. Принципы организации динамики в двух частях также контрастны: именно во второй части мягкая волнообразная, постепенно усиливающаяся динамика линии А получает более интенсивное нарастание, а неизменная напряжённая динамика линии В затухает на протяжении семи отрывков фразы.


Проведённый анализ делает очевидной детальную организацию рационального ряда, наделяя его особым композиционным значением.
Иррациональный ряд, представленный символикой действия, возникает в процессе исполнения вследствие воспроизведения неких магических действий как особый символический план. Однако в силу преобладающей импровизационности, сколько-нибудь точно определить и проанализировать символику данного произведения возможно только при анализе конкретной исполнительской интерпретации в конкретном концертном варианте. На наш взгляд, здесь уместно говорить об общей алеаторике символического плана, который предполагается в качестве обязательного (так как магические действия всегда несут символическую нагрузку), однако не регламентируется композитором.


Таким образом, «Тайные заклинания Эстевана Пакарати» являются мультимедиа-проектом, объединяющим музыку, литературу, действие, графику, математику и символику.

Ольга Егорова. Структура и свойства музыкального гипертекста (на примере творчества В.Кузнецова)