Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Кузнецов В. "Ветер и птица, фрагмент из африканской народной поэзии для ансамбля ударных инструментов с пением и телодвижениями"

Вячеслав Кузнецов. «Ветер и птица, фрагмент из африканской народной поэзии для ансамбля ударных инструментов с пением и телодвижениями».


Мультимедийность сочинения, заявленная уже в названии, обеспечена синтезом музыки, поэзии и действия. Зрительный ряд связан с действиями исполнителей на сцене. Поскольку в партитуре не содержится никаких указаний на характер «телодвижений», этот аспект ряда полностью импровизируется исполнителями с целью создания единого художественного состояния.


В качестве названия избран глубокий и поэтичный образ из африканской народной поэзии - «Ветер и птица». Название сочинения, как это нередко встречается в творчестве В.Кузнецова, служит кратким и предельно ёмким словесным выражением образа, а не поводом для изобразительности. Это подчёркивается и тем, что в литературном тексте не упоминается образ «ветер и птица», т.е. связь названия и дальнейшего текста строится не по принципу текст - метатекст , а по принципу текст А – текст В. Такая связь сродни связи символа и его смысла, где текст А – символ, а текст В – то «другое», на которое он указывает [В.Бибихин].


Текст В (основной литературный текст сочинения) составлен из двух источников из сборника африканской народной поэзии. Первый из них, более колористического характера, призван ввести слушателя в саму атмосферу африканской культуры и настроить на восприятие второго текста. Звучание текста, благодаря использованию изобразительного элемента (имитация звучания ударных инструментов) становится важной составляющей слухового ряда мультимедийной композиции. Для создания особого фонизма отобраны ударные инструменты африканского происхождения и мужские голоса (quasi bassi).


Второй текст несёт чрезвычайно глубокую смысловую нагрузку, в высшей степени лаконично и просто выражая фундаментальную основу миропонимания:
Солнце приходит и уходит.
И возвращается.
Луна приходит и уходит.
И возвращается.
А человек приходит и уходит.
И не возвращается никогда.


Одним из основных в организации музыкальной композиции является принцип повторения, реализованный в различных масштабных условиях. В целом композиция представлена как ряд повторяющихся разделов-строф, оформленных в виде трёх частей. Вместе с тем, повторение присутствует и в каждой строфе. Идея повторения в данном сочинении имеет глубокие ритуальные корни, - постоянное возвращение к предыдущему тексту, вращение внутри каждой фразы сродни древней заклинательной традиции.


Строфы сгруппированы следующим образом: первая часть – две строфы, вторая часть – три строфы, третья часть – одна строфа.
Первая часть, основанная на первом тексте, выполняет функцию вступления и имеет колористический характер.


Музыка второй, центральной, части воплощает основную философскую идею, в связи с чем именно она подвергается наиболее интенсивному развитию. В двух первых строфах, повторенных по два раза, осуществляется подход к кульминации средствами динамического нарастания и усиления эмоционального напряжения. Третья строфа расширена за счёт повторения кульминационного момента: текст «И не возвращается никогда» повторяется четырежды с динамическим усилением, семь раз с ремаркой «poco a poco molto rit. e dim.» и один раз в темпе Adagio в динамике ppp.


Третья, заключительная часть представляет собой движение обратное предшествующему кульминационному спаду, а именно десятикратное повторение строфы с текстом «Кун-кун-кун-кун-кон!» с ускорением темпа от Grave до Allegro vivo с динамическим крещендированием.


Так совершается смыкание крайних разделов (последнее повторение «Кун-кун-кун-кун-кон!» фактически идентично его первому проведению в начале сочинения), что придаёт композиции законченную форму круга, вновь выводя её в ритуально-символическую плоскость.


Таким образом, мультимедиа-проект «Ветер и птица» задействует среды музыки, литературы, действия и, отчасти, математики (если учитывать числовые ряды, выводимые из количества повторений строф) и охватывает ряды явные (слуховой, зрительный) и частично скрытый (рациональный)

Ольга Егорова. Структура и свойства музыкального гипертекста (на примере творчества В.Кузнецова)