Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Масканьи Пьетро (1863 - 1945)

Исполнители

Масканьи  (Mascagni) Пьетро (7 XII 1863, Ливорно - 2 VIII 1945, Рим) - итал. композитор. Чл. Итал. академии (1929). Первыми учителями его были директор "Схола канторум" в Ливорно Э. Бьянки и органист А. Бьяджини. С 1876М. занимался в Муз. лицее им. Керубини под рук. комп. А. Софредини. Уже в ученич. вок.-симф. произведениях проявилось яркое мелодич. дарование будущего композитора. В 1881-84 М. учился в Миланской консерватории у А. Понкьелли и М. Саладино. С 1885 дирижёр и рук. небольших оперных и опереточных трупп. К этому времени относятся первые наброски оперы "Вильям Ратклиф" (окончена 1895). Возвратившись в Милан после неск. лет странствий по городам Италии, М. принял участие в конкурсе на одноактную оперу, объявленном муз. изд-вом Сонцоньо, и получил 1-ю пр. за оперу "Сельская честь" (по драме Дж. Верги, 1889). Опера принесла М. мировую славу. Он был назначен директором Муз. лицея им. Россини в Пезаро (1895-1902), затем Нац. муз. школы в Риме.
        М. - один из основоположников оперного веризма. В опере "Сельская честь" определились характерные черты этого направления: быстрое, напряженное развитие действия с непременной "кровавой" развязкой, выразительные муз.-сценич. образы, красочная обрисовка бытовой атмосферы, нек-рая аффектация человеческих эмоций и драм. ситуаций, экспрессивная мелодика, доходчивая и запоминающаяся благодаря своей связи с нар. жанрами. Эти художеств. принципы, воплощенные также в произв. Р. Леонкавалло, У. Джордано, Ф. Чилеа, Р. Дзандонаи и др. представителей веристской оперы, не получили, однако, последоват. развития в творчестве самого М. После "Сельской чести" композитор создает лирич. оперу "Друг Фриц" (1891), возвращается к "неистовой драме" в "Братьях Ранцау" (1892), отдает дань "романтике ужасов" в "Вильяме Ратклифе" (1895), пишет одноактную идиллию "Дзанетто" (1896). Полемику вызвала опера "Ирис" (1898), музыка к-рой при отдельных ярких страницах (в т.ч. оригинальные ладогармонические и орк. находки) в целомне искупает просчетов надуманного и претенциозного, вялого в драматургич. отношении либретто. Из последующих опер М. нек-рым успехом пользовались веселая лирич. комедия "Маски" (1901) и трогательно-сентимент. драма "Жаворонок" ("Лодолетта", 1917), но и они не удержались в репертуаре.
Сочинения: оперы - Сельская честь (Gavalleria rusticana, 1890, т-р "Костанци", Рим), Друг Фриц (L'amico Fritz, no одноим. пьесе Э. Эркмана и А. Шатриана, 1891, там же), Братья Ранцау (I Rantzau, по одноим. пьесеЭркмана и Шатриана, 1892, т-р "Пергола", Флоренция), Вильям Ратклиф (по драм. балладе Г. Гейне в пер. А. Маффеи, 1895, т-р "Ла Скала", Милан), Сильвано (1895, там же), Дзанетто (по пьесе "Прохожий" P. Kоппe, 1696, т-р "Россини", Пезаро), Ирис (1898, т-р "Костанци", Рим), Маски (Le Maschere, 1901, там же и т-р "ЛаСкала", Милан), Амика (Аmiса, 1905, т-р "Казино", Монте-Карло), Изабо (1911, т-р "Колисео", Буэнос-Айрес), Паризина (1913, т-r "Ла Скала", Милан), Жаворонок (Lodoletta, по роману "Деревянные башмачки" Де ла Раме, 1917, т-р "Костанци", Рим), Маленький Марат (Il piccolo Marat, 1921, т-р "Костанци", Рим), Нерон (по одноим. драме P. Коссы, 1935, т-р "Ла Скала", Милан), оперетты - Король в Неаполе (Il re a Napoli, 1885, Муниципальный т-р, Кремона), Да! (Si!, 1919, т-р "Куирино", Рим), Пинотта (1932, т-р "Казино", Сан-Ремо); орк., вок.-симф. произв., музыка к фильмам и др.Литература: Pompei E., R. Mascagni nella vita e nell'arte, Roma, 1912, Соgо G., Il nostro Mascagni, Venezia, 1931; Donno A. de, Modernita di Mascagni, Roma, 1933 Jeri A., R. Mascagni, Roma, 1935; Gasella A., R. Mascagni, R., 1946, "Musiciens cйlиbres"; De Carlo S., Mascagni parla, Roma, 1945 Gavazzeni G., Il teatro di Mascagni nel'suotempo e nel nostro, "La musica e il teatro", Pisa, 1954 Klein J. W., Pietro Mascagni and Giovanni Verga, "МQ", 1964, No 4.

T. Г. Келдыш.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.