Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Мийо Дариус (1892-1974)

Мийо Дариус (1892-1974)

Дариус Мийо – французский композитор, дирижёр, музыкальный критик и педагог, классик музыки ХХ века. Творчество Д.Мийо вписало яркую, красочную страницу во французскую музыку XX в. Оно броско и отчетливо выразило мироощущение послевоенных 20-х годов, а имя Д.Мийо оказалось в центре музыкально-критической полемики того времени.
Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, где обучался по классам скрипки, композиции (у А.Жедальжа и Ш.Видора) и дирижирования (у П.Дюка). Также Д.Мийо частным образом занимался композицией с В.д'Энди. Именно в консерваторские годы Мийо знакомится с будущими коллегами по «Шестёрке» — А.Онеггером и Ж.Тайфер. Члены этой группы, идейным вдохновителем которой явились Э.Сати и Ж.Кокто, выступали против преувеличенной экспрессии романтизма и импрессионистской зыбкости, за «земное» искусство, искусство «повседневности».
Д.Мийо считается одним из самых плодовитых композиторов XX века — ему принадлежит более 440 сочинений: 19 опер, 6 балетов, 6 симфоний для камерного и 12 – для симфонического оркестров, музыка для духового оркестра, камерно-инструментальные, хоровые, вокальные произведения.


Мийо (Milhaud) Дариюс (4 IX 1892, Экс-ан-Прованс - 22 VI 1974, Женева) - франц. композитор, дирижёр и муз. критик. Чл. франц. Академии изящных иск-в (1956). Учился в Парижской консерватории у Бертелье (скрипка), К. Леру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория композиции), П. Дюка (дирижирование), а также в "Схола канторум" у В. д'Энди. В консерватории завязалась дружба с Ж. Ибером и А. Онеггером. М. увлекался музыкой Г. Берлиоза, К. Дебюсси (особенно оперой "Пеллеас и Мелизанда"), М. П. Мусоргского и ставившимися тогда балетами И. Ф. Стравинского. Дебютировал в 1913 в концерте "Независимого муз. об-ва" своим 1-м квартетом (1912; М. исполнил партию 1-й скрипки). В 1916-18 - в Бразилии в качестве секретаря посла Франции поэта П. Клоделя. Природа, музыкальный фольклор Бразилии произвели на М. сильное впечатление, вызвав к жизни ряд произв. По возвращении в Париж (1918) М. вскоре становится одним из участников "Шестёрки". В 20-х гг. концертировал (в Европе, США). Среди его друзей - С. С. Прокофьев, П. Хиндемит. Весной 1926 дирижировал в Москве и Ленинграде своими произведениями. К этому времени М. были написаны многочисл. инстр. сочинения. Но главным в его творч. деятельности было создание муз.-сценич. произв: балетов "Человек и его желание" (на основе браз. фольклора, 1918), "Сотворение мира" (по негр. легенде, 1923), античной оперы "Эвмениды" (1922), оперы "Христофор Колумб" (по П. Клоделю, 1928) и др. Вместе с членами "Шестёрки" М. принимал участие в работе Народной музыкальной федерации (с момента её основания). Написал совм. с др. композиторами (в т.ч. Онеггером) музыку к драме "14 июля" Р. Роллана (1936), создал хоры на тексты революц. поэтов. В годы оккупации Франции жил в США, где преподавал композицию в Миллс-колледже в Калифорнии. Возвратившись на родину (1945), М. стал профессором Парижской консерватории (класс композиции), продолжая педагогич. работу в США. В своём творчестве М. не раз обращался к сюжетам нар. освобождения: опера "Боливар" (о нац. герое Латинской Америки, 1943), 4-я симфония (посв. 100-летию Революции 1848 года, 1947), кантата "Огненный замок" (памяти жертв фашистских лагерей, 1954). В то же время М. по-прежнему привлекали античные и библейские сюжеты. Мастер обширных вок.-симф. "фресок", М. не чужд и развлекательных жанров (комические оперы и балет, ряд вок. произв.). Много писал для кино.
Наряду с Онеггером М. - один из значит. совр. франц. композиторов. Его ярко индивидуальной музыке присущи, однако, противоречия. В начале творч. пути это шло от полемич. задора, направленного против чрезмерной утончённости музыки импрессионистов, к-рой поколение М. противопоставляло подчёркнутое значение ритма, динамики, используя и нарочито примитивные интонации "уличной" музыки. Для стиля М. характерны политональность, броские орк. и хор. эффекты, сочетающиеся с простой в своей основе мелодией (часто провансальского склада). В годы деятельности "Шестёрки" композитор искал преувелич. эффекты, вызывавшие бурную реакцию аудитории и критики. Позднее стиль М. стал устойчивее и неск. умереннее. В инстр. и камерных сочинениях (М. культивировал жанр струн. квартета) особенно наглядны связи с франц. муз. классикой. М. обычно избирал сжатые муз. формы, длительному развитию предпочитал контрасты. Франц. характер мелодики составляет основу его творчества - здесь и интонации старинных песнопений, и провансальские мотивы. Он чужд догматики, не приемлет додекафонии. В его творч. методике - многое от интуиции, своеобразного муз. "ремесла" (отсюда целые серии однотипных сочинений). Наследие М. (более 400 опусов) включает произв. разл. жанров. Нек-рые его соч., в т.ч. "Бразильские танцы", "Провансальская сюита", сюита "Скарамуш" (для 2 фп.) и др., вошли в репертуар сов. исполнителей.

Сочинения: оперы - Заблудшая овца (La brebis agarae, 1910- 1915, пост. 1923, "Опера комик", Париж), Эвмениды (по трагедии Эсхила в пер. П. Клоделя, 1922, пост. неполностью 1928, Антверпен; полностью - 1949, Брюссель), Несчастья Орфея (Les malheurs d'Orphйe, 1924, пост. 1925, т-р "Де ла Монне", Брюссель), Эсфирь из Карпантра (Esther de Carpentras, 1924-25, пост. 1938, "Опера комик", Париж), Бедный матрос (Le pauvre matelot, 1926, пост. 1927, там же), 3 оперы-миниатюры (Похищение Европы, L'enlиvement d'Europe; Покинутая Ариадна, L'abandon d'Ariane; Освобождение Тезея, La dйlivrance de Thйsйe; 1927, Баден-Баден), оперный триптих - Христофор Колумб (1928, пост. 1930, Гос. опера, Берлин), Максимилиан (1930, пост. 1932, "Гранд-Опера", Париж) и Боливар (1943, пост. 1949, там же), Медея (1938, пост. 1939, Фламандская опера, Антверпен), Давид (1953, конц. исп. 1954, Иерусалим; пост. 1956, "Ла Скала", Милан), Фиеста (1958, Берлин; 1972, Ницца), Виновная мать (La mиre coupable, по Бомарше, 1965, пост. 1966, Женева) и др.; балеты -Человек я его желание (L'homme et son dйsir, 1918, пост. 1921, Париж), Бык на крыше (Le boeuf sur le toit, 1919, пост. 1920, там же), Сотворение мира (La crйation du monde, 1923, там же), Голубой экспресс (Le train bleu, 1924, труппа С. П. Дягилева, там же), Салат (Salade, балет с пением, 1924, труппа Л. Ф. Мясина, Париж), Сновидения (Les songes, 1933, там же), Весенние игры (Jeux de printemps, 1944, Вашингтон), Колокола (The bells, по Э. По, 1945, пост. 1946, Чикаго), Госпожа Мируар (Madame Miroir, 1948, Париж), Сны Иакова (Les rкves de Jacob, 1949, Сан-Франциско), Моисей (1957, Перуджа), Роза ветров (La rose des vents, 1957, пост. 1958, Париж), Ветка с птицами (La branche des oiseaux, 1959, пост. 1965, Ницца) и др.; кантаты - Возвращение блудного сына (Le retour de l'enfant prodigue, 1917), Смерть тирана (La mort d'un tyran, 1932), Кантата мира (Cantate de la paix, 1937),Кантата о матери и ребёнке (Cantate de l'enfant et de la mиre, 1938), Кантата войны (Cantate de la guerre, 1940), Огненный замок (Le chвteau de feu, 1954), Ода погибшим на войне (Ode pour les morts de guerre, 1963) и др.; для хора и oрк. -хоровая симфония Мир на земле (Pacem in terris, 1963); для орк. - 12 симфоний (1939-1961, в т.ч. 3-я, с хорами, Те Deum, посв. Победе, 1946; 4-я, посв. 100-летию Революции 1848 года, 1947; 12-я, сельская, Rurale, 1961); концертная симфония (Symphonie concertante, 1959), 6 симфоний для малого орк. (1917-23, Весна, Le printemps; Пастораль; Серенада; Дикстуор струнных, Dixtuor а cordes; Дикстуор духовых, Dixtuor а vent; для вок. квартета, гобоя и влч.), сюиты (в т.ч. Провансальская, 1936; Французская, 1944; Деревенская, Suite campagnarde, 1953, и др.); концерты с орк. - 5 для фп. (1933-55), для 2 фп. (1941), 3 для скр. (1927-58), 2 для альта (1929, 1954-55), 2 для влч. (1934, 1955), 2 для кларнета(1941,1964), для арфы (1950), для маримбы и вибрафона (1947) и др.; 4 концертино (Весеннее, для скр. с орк., 1934; Осеннее, для 2 фп. и 8 струн. инструментов, 1951; Летнее, для альта и камерного орк., 1951; Зимнее, для тромбона с орк., 1953); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. струн. трио (1947), 18 струн. квартетов (1912-51), фп. квинтет (1951), 3 струн. квинтета (1952, 1953, 1956), Серенада для 9 инструментов (Aspen sйrйnade, 1957), Труба короля Ренэ (La cheminйe du roi Renй, для дерев. дух. инструментов и валторны, 1939); инстр. сюиты, сонаты и сонатины; пьесы для фп., 2 фп., органа; хоры; для голоса с фп. или орк. - вок. циклы (в т.ч. Петроградские вечера, Les soirйes de Petrograd, 1919), Сельскохозяйственные машины (Machines agricoles, пасторали для голоса и 7 инструментов, на сл. из каталога, 1919), Каталог цветов (Catalogue de fleurs, для голоса и 7 инструментов или фп., сл. Л. Доде, 1920), пьесы для детей, в т.ч. По поводу сапог (Б propos de bottes, И песен для голоса, скр. и влч. или для голоса с фп., 1932), Немного музыки (Un petit peu de musique, игра из 12 пьес для голоса и струн. орк. или фп., 1932), Немного упражнений (Un petit peu d'exercice, игра из 12 пьес для голоса и струн. орк. или фп., 1934); музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. Орестея - трилогия Эсхила, в пер. Клоделя - Агамемнон (1913), Хоэфоры (1915) и Эвмениды (пост. 1963, Берлин), драмы Протей (1913-19), Благовещение (1932) и Мудрость (1935) Клоделя, драма 14 июля Р. Роллана (1936, совм. с др. авторами); музыка для радио, в т.ч. Песни из "Оперы нищих" (Chansons de l'Opйra du gueux, 1937); музыка к фильмам; обр. франц., браз., негр., евр. и др. песен.

Литературные сочинения и письма: Polytonalitй et atonalitй, "RM", 1925, No 3 (рус. пер., "К новым берегам", 1923, No 3); Etudes, P., 1927; Notes sur Erik Satie, N. Y., 1946; Notes sans musique (Mйmoires), P., 1949, 1963 (рус. пер. - Заметки без музыки. (Фрагменты), "СМ", 1963, No 2-3); Entretiens avec Claude Rostand, P., (1952); Correspondance P. Claudel - D. Milhaud, P., 1961; и др.

Литература: Крейн Ю., Д. Мийо, "СМ", 1957, No 8; Говорит Дариус Мийо, "СМ", 1962, No 9; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "шести", пер. с франц., ред. и вступ. ст. М. Друскина, Л., 1964; Кокорева Л., Памяти) Дариуса Мийо, "СМ", 1974, No 12; Музыка и время, (вып.) 1.сост. Г. М. Шнеерсон, М., 1970, с. 146-56; Landоrmy P., La musique franзaise aprиs Debussy, P., 1943; Соllаеr Р., Darius Milhaud, P., 1947; его же, La musique moderne, P. -Brux., 1955; Вeck G., Darius Milhaud. Йtude suivie du catalogue chronologique complet de son oeuvre, P., 1949 (suppl. - Oeuvres composйes de nov. 1949 а avril 1956, P., 1956); Roy J., Prйsences contemporaines. Musique Franзaise, P., (1962); его же, Darius Milhaud. L'homme et son oeuvre, P., 1968; Braga A., Darius Milhaud, Napoli, 1969; Zijlstra M., In memoriam D. Milhaud, "Mens en melodie", 1947, No 9.

Ю. Г. Крейн.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.