Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Сен-Санс Шарль Камиль (1835 - 1921)

Сен-Санс (Saint-Saлns) Шарль Камиль (9 X 1835, Париж - 16 XII 1921, Алжир, похоронен в Париже) - франц. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. критик и писатель, педагог, муз.-обществ. деятель. Чл. Ин-та Франции (1881), почётный доктор Кембриджского ун-та (1893), почётный чл. Петерб. отделения РМО (1909). Род. в семье, связанной с иск-вом (отец увлекался лит-рой, писал стихи, мать была художницей-акварелисткой, бабушка, воспитывавшая С.-С. - пианисткой). В 3 года он начал обучаться игре на фп., в 41/2 - самостоятельно записывал свои композиции. В 1843-46 занимался у К. Стамати (фп.) и П. Мальдана (гармония и контрапункт), позднее пользовался советами Ф. Дельсарта (муз.-теоретич. предметы). С 1846 выступал как пианист. В 1848 поступил в Парижскую консерваторию, занимался у Ф. Бенуа (класс органа), с 1851 - также у Ф. Галеви (класс композиции). Первое публично исполненное произв. С.-С. - "Ода св. Цецилии" (1852, 1-я пр. на конкурсе Об-ва св. Цецилии; партитура не сохранилась). Положит. оценку дали его 1-й симфонии (исп. 1853) Г. Берлиоз и Ш. Гуно. В 1853-1877 С.-С. работал органистом в соборах Парижа (Сен-Северен, Сен-Мерри, Ла-Мадлен), прославился совершенством импровизаций. Одноврем. в 1861-65 преподавал в школе Л. Нидермейера (класс фп.); среди его учеников - Г. Форе, А. Мессаже. Прекратив работу в соборах, С.-С. целиком отдался композиторской и исполнит. деятельности. Как пианист и дирижёр выступал (преим. со своими соч.) во мн. странах Европы, в т. ч. в России (1875 и 1887, Петербург и Москва), Юж. Америки, Сев. Африки, а также в США.

Творч. принципы С.-С. складывались под воздействием нац. традиций (клавесинисты, Берлиоз, большая опера, лирическая опера), а также иск-ва И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, венских классиков, программного симфонизма Ф. Листа. Многое дали ему творч. и дружеские контакты с Листом и А. Г. Рубинштейном. Композиторская деятельность С.-С. отличалась исключит. интенсивностью: создал многочисл. произв. во многих муз. жанрах. Однако наиболее яркая область его творчества - инстр. музыка, прежде всего концертно-виртуозная. Такие произв., как симфония с органом (посв. памяти Листа, 1886), программные симф. поэмы (особенно популярная "Пляска смерти", 1874), 2-й, 4-й, 5-й фп. (1868, 1875, 1896), 2-й виолончельный (1902), 3-й скрипичный (1880) концерты, "Интродукция и рондо-каприччиозо" для скрипки и оркестра (1863) выдвинули его в ряд крупнейших французских композиторов. В соч. С.-С. господствуют светлая поэтич. лирика, настроения радости, бодрости, рождаемые экспрессивной динамикой движения, сочные жанровые зарисовки, умиротворённая созерцательность, благородная патетика, сдержанный драматизм. Характерно сочетание живого импульсивного темперамента с уравновешенностью. Образы героич. подъёма, тревоги, смятения, печали - относительно редки. По своей природе иск-во С.-С. объективно, логично и ясно, интеллектуальное начало в нём часто превалирует над эмоциональным. Для стиля композитора типичны песенно-декламац. склад тематизма, широкое использование фольклорных интонаций и жанров, танц. ритмов. Произв. С.-С. отличают мелодич. насыщенность, бесконечно изменчивая, гибкая, подвижная и упругая ритмика (сильнейшая сторона его музыки), изящество и разнообразие фактуры. Он часто обращался к полифонич. приёмам; гармония его - в основном классическая. Соч. С.-С. свойственно сочетание свободного построения с логической стройностью и законченностью композиции в целом. Синтез классических и поэмных принципов формообразования, обращение к монотематизму характерны для ряда его произв. циклич. формы (напр., 3-я симфония, 4-й фп. концерт). Оркестровку С.-С. определяют типичные для франц. школы ясность и прозрачность колорита. Композитор в совершенстве владел тембровыми ресурсами оркестра, выразительными и виртуозными возможностями солирующих инструментов.

Среди соч. для инстр. ансамблей выделяются 1-й квартет (1899), септет для трубы, струн. квинтета и фп. (1881), отличающийся классич. простотой и ясностью, 3 сонаты - для гобоя и фп., кларнета и фп., фагота и фп. (1921), а также зоологич. фантазия "Карнавал животных" для инстр. ансамбля (1886) - программная сюита (из 14 номеров), блещущая юмором, меткостью жанровых зарисовок, содержащая также страницы проникновенного лиризма (No 13 - "Лебедь").

С.-С. проявлял живейший интерес к нар. музыке Франции и др., в частности вост., стран. Плодом её изучения явились многочисл. соч.: "Алжирская сюита" для оркестра (1880), "Овернская рапсодия" (1884) и фантазия "Африка" (1891) для фп. с оркестром, "Персидские мелодии" для голоса с фп. (на сл. А. Рено, 1870) и др.

Из 12 опер С.-С. наибольший успех завоевала "Самсон и Далила" (1876). Эта опера, отличающаяся богатой, пластичной мелодикой, явилась данью увлечения С.-С. муз. ориентализмом. В ней также нашли отражение ораториальность, проявляющаяся в неспешном развитии действия, обобщённой обрисовке персонажей и значит. роли хора. Музыке её присущи проникновенная лирика, напряжённые драм. нарастания, широта эпического размаха. Первое исполнение состоялось в Веймаре под упр. Листа, высоко ценившего оперу. Н. А. Римский-Корсаков называл это творение С.-С. "идеалом оперной формы".

Значительной была муз.-критич. деятельность С.-С., продолжавшаяся в течение почти полувека. Впервые он выступил в печати в 1872, периодически сотрудничал во многих парижских газетах и журналах ("Le Temps", "Le Figaro", "La Nouvelle Revue", "La Revue musicale", "La Revue de l'Art ancien et moderne", "Musica", "L'echo de Paris" и др.) Обширное муз.-критич. наследие С.-С. частично вошло в составленные автором сб-ки, в т. ч. "Гармония и мелодия" (1885), "Портреты и воспоминания" (1899), "Самовольные досуги" (в др. переводе - "Проделки", "Ecole buissonniиre", 1913). Как критик С.-С. отличался большой эрудицией, широтой и прогрессивностью эстетич. воззрений.

Под ред. С.-С. опубликованы полное собр. соч. Ж. Ф. Рамо, оперы К. В. Глюка "Армида", "Орфей", "Эхо и Нарцисс", а также нек-рые произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Листа и др. Совм. с П. Дюка после смерти Э. Гиро С.-С. завершил его оперу "Фредегона". Заботился о развитии французского национального муз. искусства инстр. жанров. С этой целью основал совм. с Р. Бюссином Национальное музыкальное общество (1871), пропагандировавшее творчество молодых франц. композиторов.

С.-С. выступал также как поэт, драматург. Ему принадлежат сб. стихов "Les Rimes familiиres" (1890), комедия "Le roi Apйpi" (1903) и др. лит.-художеств. произведения.

Сочинения: оперы - Серебряный колокольчик (Le timbre d'argent, 1864, пост. 1877, "Театр лирик", Париж; новая ред. 1913, пост. 1914, Брюссель), Жёлтая принцесса (La princesse jaune, 1871, пост. 1872, т-р "Опера комик", Париж), Самсон и Далила (1867-76, пост. 1877, Веймар; 1892, "Гранд-Опера", Париж), Этьен Марсель (1878, пост. 1879, Лион), Генрих VIII (1880-82, пост. 1883, "Гранд-Опера", Париж), Прозерпина (1887, "Опера комик", Париж), Асканио (1888, пост. 1890, "Гранд-Опера", Париж), Фрина (1893, "Опера комик", Париж), Варвары (Les barbares, 1901, "Гранд-Опера", Париж), Елена (1903, пост. 1904, Монте-Карло), Предок (L'ancкtre, 1905, пост. 1906, там же), Деянира (1910, пост. 1911, там же и "Гранд-Опера", Париж); балет - Жавотта (1896, Лион); для солистов, хора и орк. - оратории Рождественская (Oratorio de Noлl, op. 12, 1858, исп. 1869), Потоп (Le dйluge, op. 45, 1874, исп. 1876), Обетованная земля (The promised land, 1913, для фестиваля в Глостере), кантаты Свадьба Прометея (Les noces de Promйthйe, op. 19, 1867), Лира и арфа (op. 57, 1879), Небесный огонь (Le feu cйleste, op. 115, 1900), Слава Корнеля (La gloire de Corneille, op. 126, 1906) и Слава (La gloire, op. 131), месса (op. 4, 1856), реквием (op. 54, 1878), баллада Невеста литавриста (La fiancйe du timbalier, op. 82, 1887), Гимн рабочим (Hymne aux travailleurs, op. 142, 1915?), Гимн Уругваю (1916), В честь Америки (гимн, 1917), Гимн миру (Hymne а la paix, op. 159, 1919) и др.; для орк. - 3 симфонии (Es-dur, op. 2, 1852; a-moll, op. 55, 1859; симфония с органом, c-moll, op. 78, 1886), симф. поэмы Прялка Омфалы (Le rouet d'Omphale, op. 31, 1871), Фаэтон (Phaлton, op. 39, 1873), Пляска смерти (Danse macabre, op. 40, 1874) и Юность Геракла (La jeunesse d'Hercule, op. 50, 1877), сюита для оркестра (op. 49, 1877), Алжирская сюита (Suite algйrienne, op. 60, 1879-80), Праздничная увертюра (Ouverture de fкte, op. 133, 1910), Героический марш (Marche hйroпque, op. 34, 1871), баркаролла Ночь в Лисабоне (Une nuit а Lisbonne, op. 63, 1880), Арагонская хота (Jota aragonesa, op. 64, 1880), Гимн В. Гюго (Hymne а V. Hugo, с хором ad libitum, op. 69, 1881) и др.; для фп. с орк. - 5 концертов (D-dur, op. 17, 1862; g-moll, op. 22, 1868; Es-dur, op. 29, 1869; c-moll, op. 44, 1875; F-dur, op. 103, 1896), Овернская рапсодия (Rapsodie d'Auvergne, C-dur, op. 73, 1884), фантазия Африка (op. 89, 1891); для скр. с орк. - 3 концерта (A-dur, op. 20, 1859; C-dur, op. 58, 1879; h-moll, op. 61, 1880), Интродукция и рондо-каприччиозо (op. 28, 1863), Романс (также с фп., ор. 48, 1874), Концертная пьеса (Morceau de concert, e-moll, op. 62, 1880), Гаванка (Havanaise, op. 83, 1887), Андалусское каприччио (Le caprice andalou, op. 122, 1904); для влч. с орк. - 2 концерта (a-moll, op. 33, 1873; d-moll, op. 119, 1902); для инструмента с орк. - Концертная пьеса (для арфы, ор. 154, 1918), Романс (для валторны, ор. 36, 1874), Концертная пьеса (для валторны, ор. 94, 1893), Романс (для флейты, ор. 37, 1874), Маленькая ода (Odelette, для флейты, ор. 162, 1920), фантазия Кипарис и лавры (Ciprйs et lauriers, для органа, op. 156, 1918), Тарантелла (для флейты и кларнета, ор. 6, 1857), Муза и поэт (La muse et le poиte, дуэт для скр. и влч., ор. 132, 1909); для дух. орк. - марш Восток и Запад (Orient et Occident, op. 25, 1869); для ансамбля инструментов - Зоологическая фантазия. Карнавал животных (Fantaisie zoologique. Le carnaval des animaux, для 2 фп., 2 скр., альта, влч., к-баса, флейты, фисгармонии, ксилофона и челесты, 1886); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. для скр. и фп. - 2 сонаты (d-moll, op. 75, 1885; Es-dur, op. 102, 1896), Колыбельная (Berceuse, op. 38, 1874), Триптих (op. 136, 1912), 2 элегии (ор. 143, 1915; op. 160, 1920), для влч. и фп. - сюита (op. 16, 1866), 2 сонаты (c-moll, op. 32, 1872; F-dur, op. 123, 1905), Allegro appassionato (op. 43, 1873), Романс (D-dur, op. 51, 1877); 6 дуэтов для фисгармонии и фп. (op. 8, 1858), Фантазия для скр. и арфы (ор. 124, 1907), Каватина для тромбона и фп. (ор. 144, 1915), Молитва (La priиre), для влч. и органа (ор. 158), соната для гобоя и фп. (D-dur, op. 166, 1921), соната для кларнета и фп. (Es-dur, op. 167, 1921), соната для фагота и фп. (G-dur, op. 168, 1921), 2 фп. трио (F-dur, op. 18, 1869; e-moll, op. 92, 1892), Романс для фп., органа и скр. (ор. 27, 1868), 2 струн. квартета (e-moll, op. 112, 1899; G-dur, op. 153, 1918), фп. квартет (B-dur, op. 41, 1875), Серенада для фп., органа, скр. и альта (ор. 15, 1865), Каприччио на датские и русские народные темы для флейты, гобоя, кларнета и фп. (ор. 79, 1887), Баркарола для скр., влч., органа и фп. (ор. 108, 1898), фп. квинтет (a-moll, op. 14, 1865), вальс-каприс Свадебный пирог (Wedding-cake) для фп. и струн. инструментов (As-dur, op. 76, 1886), септет для трубы, 2 скр., альта, влч., к-баса и фп. (Es-dur, op. 65, 1881); для фп. в 2 руки - багатели, мазурки, этюды, вальсы, фуги, Воспоминания об Италии (Souvenir l'Italie, op. 80, 1887), Воспоминания об Исмаилии (Souvenir d'Ismaпlia, op. 100, 1894) и др.; для фп. в 4 руки - Дуэттино (ор. 11, 1858), Баллада (ор. 59, 1879?) и др.; для 2 фп. - Вариации на тему Бетховена (ор. 35, 1874), скерцо (ор. 87, 1889), Арабский каприс (Caprice arabe, op. 96, 1894), Героический каприс (Caprice hйroпque, op. 106, 1897); для органа - Три рапсодии на бретонские темы (ор. 7, 1866), 3 прелюдии и фуги (ор. 99, 1894), 7 импровизаций (ор. 150, 1898), фантазия (ор. 157, 1919), и др.; для голоса с фп. - ок. 100 романсов и песен на тексты В. Гюго, Э. Легуве, П. Вердена, Ронсара и др., в т. ч. вок. циклы Персидские мелодии (Mйlodies persanes, сл. А. Рено, ор. 26, 1870), Красный пепел (La cendre rouge, сл. Ж. Докуа, ор. 146, 1915); вок. дуэты; хоры (a cappella и с сопр.); духовная музыка; музыка к спектаклям драм. т-ра - Антигона (трагедия Софокла, 1893, т-р "Комеди Франсез", Париж), Деянира (трагедия Л. Галле, 1898, Безье), Паризатис (драма Ж. Дьёлафуа, 1902, там же), Андромаха (трагедия Расина, 1902, пост. 1903, т-р Сары Бернар, Париж), Убийство герцога Гиза (L'assassinat du duc de Guise, кинематографич. драма A. Лаведана, 1908), Вера (La foi, пьеса Э. Бриё, 1908, пост. 1909, Монте-Карло), С любовью не шутят (On ne badine pas avec l'amour, пьеса А. Мюссе, 1916, пост. 1917, т-р "Одеон", Париж) и др.

Литературные сочинения и письма: Matйrialisme et musique, (P.), 1882; Harmonie et mйlodie, P., 1885 (рус. пер. - Гармония и мелодия, "Артист", 1890, кн. 2, No 9; то же, фрагменты, в кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX века, сост. вступ. ст. и пер. Е. Ф. Бронфин, М., 1974); Note sur les dйcors de thйвtre dans l'antiquitй romaine, P., 1886; Introduction sur Niedermeyer, P., 1892; Charles Gounod et le Don Juan de Mozart, P., 1894; Portraits et souvenirs, (P.), 1899, nouv. ed., 1909 (рус. пер. фрагментов - в кн.: Муз. эстетика Франции XIX века, М., 1974); Essai sur les lyres et les cithares antiques, (P.), 1902; Ecole buissonniиre, P., 1913; On the execution of music and principally of; ancient music. San-Francisco, 1915; Germanophilie, P., 1916; L'Avenir de la musique franзaise, (s. 1., s. a.); Les idйes de M. Vincent d'Indy, P., (1919); Pensйes, "Le Monde musical", 1935, No 10; Correspondance de Saint-Saлns, "La Revue musicale", 1936, mars, No 164; рус. пер. ряда ст. в кн.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX - начало XX в., сост., пер., вступ. ст., коммент. А. Бушен, Л., 1972.

Литература: Faminzin A., Russische musikalische Gesellschaft. Herr Camille Saint-Saлns, "St.-Pйtersburger Zeitung", 1875, 30 November (12 Dezember); eго же, Петербургская хроника. Г. Сен-Санс, "Музыкальный листок", 1875, 7 дек.;* * * (Кюи Ц. A.), Музыкальные заметки... г. Сен-Санс, "С.-Петербургские ведомости", 1875, 13 ноября, 19 ноября; его же, Театр и музыка. Ещё г. Сен-Санс..., там же, 1875, 3 дек.; Ларош (Г. A.), Музыкальные очерки, г. К. Сен-Санс, "Голос", 1875, 19 ноября; Старый музыкант (Кругликов С. Н.), Музыкальная хроника... Симфонии Сен-Санса, Гайдна и А. Рубинштейна..., "Современные известия", 1880, 4 дек.; Кашкин Н., "Самсон и Далила" Сен-Санса, "Артист", 1894, No 34; Коптяев А. П., Лекция о К. Сен-Сансе, "РМГ", 1895, No 4;Кремлёв Ю., Камилл Сен-Санс и его эстетика, "СМ", 1955, No 6; его же, Камиль Сен-Санс, М., 1970; Алексеев Н., Новое о Сен-Сансе. (К 125-летию со дня рождения), "СМ", 1960, No 10; Алексеев А. Д., Камилль Сен-Санс, в его кн.: Французская фортепьянная музыка конца XIX - начала XX века, М., 1961; Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII - XIX веков, М., 1965, гл. 16; Ballaigue С., С. Saint-Saens, P., 1889; Hanslick E., Concerte, Componisten und Virtuosen der letzten fьnfzehn Jahre. 1870-1885, В., 1886; его же, Aus dem Tagebuch eines Musikers, В., 1892; Ju11ien A.. Musiciens d'aujourd'hui, v. 1-2, P., 1892-94; Neitze1 О., Camille Saint-Saлns, В., 1899; Bruneau A., Musiques d'hier et de demain, P., 1900; Вaumann E., Les grandes formes de la musique. L'oeuvre de Camille Saint-Saлns, P., 1905; Rо11and R., С Saint-Saлns, в его кн.: Musiciens d'aujourd'hui, P., 1908 (рус. пер. - Rоллан Р., К. Сен-Санс, в его кн.: Музыканты наших дней, П., 1923, то же, Собр. соч., т. 16, Л., 1935); его же, Journal des annйes de la guerre. 1914-1919, P., 1952; его же, Mйmoires et fragments du journal, P., (1956); Reyer E., Quarante ans de musique ("Samson et Dalila"), P., (1909); Воnnerоt J., C. Saint-Saлns, Sa vie et son oeuvre, P., 1914, nouv. йd., 1922; Hervey A., Saint-Saлns, L., 1922, nouv. ed., Westport (Conn.), (1970); Serviиres G., Saint-Saлns, P., 1923, 1930; Ly1e W., С. Saint-Saлns, his life and art, L., 1923, nouv. ed., Westport (Conn.), 1970; (Liszt F.), Lettres inйdites de Liszt а Saint-Saлns, "La Revue musicale", 1928, mai (рус. пер. - Лист Ф., Письма к Сен-Сансу, "СМ", 1936, No 7); Cortot A., С. Saint-Saлns et le piano, в его кн.: La musique franзaise de piano, v. 2, P., 1932 (рус. пер. - Koртo A., Сен-Санс и фортепиано, в его кн.: О фортепианном искусстве, М., 1985); Indy V. d', Cours de composition musicale, livre 2, partie 2, P., 1933; Brook D., Saint-Saлns, в его кн.: Five great french composers, L., 1946; Chantavoine J., Camille Saint-Saлns, P., 1947; Harding J., Saint-Saлns and his circle, L., (1965); Morel Fr., С. Saint-Saлns als Organist, "Musik und Gotterdienst", 1972, Bd 26; Raquette D., Saint-Saлns et notre йpoque, "SMz", 1972, Bd 112.

E. P. Бронфин.

(Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982)