Камерная Симфония - самое исполняемое из произведений Дмитрия Шостаковича, хотя он никогда не писал сочинения с таким названием. С разрешения композитора, Рудольф Баршай, основатель и тогдашний художественный руководитель Московского Камерного Оркестра превратил Восьмой квартет Шостаковича в Камерную Симфонию для струнных и исполнил ее со своим оркестром. Композитору понравилась работа Р.Баршая. Новое сочинение имело большой успех и было добавлено в список произведений Шостаковича, как опус 110а. Оно было посвящено памяти жертв войны и фашизма.
Квартет возник довольно быстро, всего за три дня – с 12 по 14 июля 1960 года. Квартет является единственным произведением композитора, написанным им за рубежом. Формально композитор посвятил его «памяти жертв фашизма и войны». Но память о собственных унижениях и постоянных опасностях за себя, родственников, коллег, которой Шостакович подвергался в сталинскую эпоху, память о массовом сталинском терроре, побудила его создать одно из проникновенных, автобиографических произведений. В квартете Шостакович цитирует в средних частях более двадцати собственных тем из сочинений разных лет, а мотив-монограмма DSCH пронизывает насквозь всё сочинение. Автобиографические черты даны на фоне широкого спектра эмоций, развивающегося скорее в симфоническом, чем в камерном масштабе.
По поводу квартета Шостакович писал своему другу Исааку Гликману: «Дорогой Исаак Давидович....Я вернулся из поездки в Дрезден. Меня там хорошо устроили для создания творческой обстановки... Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета». Основная тема квартета – ноты D.Es.C.H, то есть мои инициалы (Д.Ш.). В квартете использованы темы моих сочинений и революционная песня «Замучен тяжелой неволей». Мои темы следующие: из 1-й симфонии, из 8-й симфонии, из Трио, из виолончельного концерта, из Леди Макбет, намеками использованы Вагнер (траурный марш из «Гибели богов») и Чайковский (2-я тема 1 части 6-й симфонии). Да: забыл еще мою 10-ю симфонию...
Псевдотрагедийность этого квартета такова, что, сочиняя его, я вылил столько слез, сколько выливается мочи после полдюжины пива. Приехавши домой, два раза пытался его сыграть, и опять лил слезы. Но тут уже не только по поводу его псевдотрагедийности, но и по поводу удивления прекрасной цельностью формы. Но, впрочем, тут, возможно, играет роль некоторое самовосхищение, которое, возможно, скоро пройдет и наступит похмелье критического отношения к самому себе...»
Билетная касса: