Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Свиридов Г. Поэма памяти Сергея Есенина

Георгий Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенина
Произведение было написано в 1955 г. и первоначально предназначалось для голоса и фортепиано. Окончательная редакция – для солиста (тенора), хора и оркестра.


Свиридов: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки».

Эпиграф поэмы – слова С.Есенина:
...Более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.


Музыкально-поэтическое строение поэмы подчинено этому замыслу.
Первые четыре части образуют один большой раздел. Здесь показана ушедшая в прошлое старая, крестьянская Русь с её привычным, устоявшимся укладом жизни.
1 часть – «Край ты мой заброшенный». Ощущение простора и щемящая грусть. Это песня, родственная народным и по языку, и по строению (на основе 5 строф стихотворного текста Свиридов создал 2 песенных куплета – 4 строфы – с дополнением). Её истоки в старой крестьянской песенности, а также в более современной городской. Когда вступает голос, в оркестре появляются плачущие секунды у альтовой флейты. Эта интонация стона пронизывает всю 1 часть.
2 часть – «Поёт зима». Другой облик России. Часть почти целиком посвящена изображению вьюги – удалой, богатырской, полной здоровья, «ядрёной» силы. С самого начала слушателя неудержимо увлекает ритм бега гигантских саней.
3 часть – «В том краю, где жёлтая крапива». Бесконечная дорога в Сибирь. По этой дороге бредут каторжники, герои поэмы провожают их взглядом. Ощутимы смутная тоска и неудовлетворённость жизни. «О людях в кандалах» поёт деревенский юноша, крестьянский сын. Его печальная песня просто и безыскусна. По интонационному складу она близка русским городским напевам, таким тюремным песням, как «Ах ты, доля, моя доля», а по типу развития – крестьянским протяжным: напев всё время варьируется мелодически и ритмически (чем достигается ощущение свободы, импровизационности развёртывания), оплетается подголосками.
4 часть – «Молотьба». Предстаёт картина благодатного, хотя и тяжёлого крестьянского труда. Композитор создал здесь русскую «Песнь о хлебе». Верный своему пристрастию к живописной конкретности изображения, Свиридов воспроизводит не только ритм, но и звуки молотьбы – стук цепа (ударные инструменты). Картина молотьбы залита светом. Лишь ненадолго набегает тень, происходит отклонение в минор.
Между собой объединены и две следующие части. Они имеют общее название – «Ночь под Ивана Купала».
5 часть – картина ночи. Своеобразие этого ноктюрна в том, что он рисует не только ночную природу, но и развёртывающееся на её фоне языческое действо. В третьем куплете Свиридов добавляет к пейзажу сцену девичьего хоровода.
6 часть – показ образа поэта. Из эпического рассказа народного сказителя , из картины таинства летней ночи вырастает песня поэта:
Родился я песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
7 часть – «1919...». Далее рамки событий раздвигаются: приходит революция. Здесь нарисована картина разрухи и запустения в родимом краю. Завершается часть вопросом, вырывающимся подобно воплю: «Где тепрь, мужик, ты приют найдёшь?». Окончание вопроса покрывается набатным гулом.
8 часть – «Крестьянские ребята». Мужской хор запевает лихую песню с прибаутками. В ней многое идёт от «Яблочка», от красноармейских частушек гражданской войны. Чередуются частушка и короткие маршевые эпизоды.
9 часть – «Я последний поэт деревни». Без надрыва, скорбно и отрешённо отпевает себя герой поэмы. (Есенин с особенной остротой чувствовал обречённость старой деревни. Ему казалось, что с ломкой и гибелью патриархального крестьянского уклада умолкнут его песни, что они будут не нужны «стальной», «машинной» Руси). Прощальная песня народного певца по-народному проста, искренна и строга. И интонационный склад (склад крестьянского и городского), и метрика (переменная), и детали оркестровки (стонущая альтовая флейта), и даже отдельные мелодические обороты – всё роднит эту часть с 1-ой.
10 часть – «Небо как колокол». Финал поэмы торжественного характера. Оркестр и хор сливаются в одном мощном высказывании:
Небо – как колокол,
Месяц – язык.
Мать моя – родина,
Я – большевик.
На протяжении всей части звучит колокольный звон (использованы колокола в оркестре). Все голоса хора сливаются в одном ритме перезвона. Это обеспечивает чёткость произнесения слов, их «ударную подачу». Скандированная патетическая манера пения связана и с острой ритмической акцентировкой.
Основная тема этого произведения – судьба поэта в переломную эпоху истории его страны, поэт и родина, поэт и революция. В переплетении и слиянии субъективного с объективным, личного с общенародным, лирики с эпосом и жанровостью раскрывается в поэме эта тема. Произведение основано на последовательном развитии не сюжета, а темы и идеи (родина поэта – его рождение – поэт и революция). Части связаны сквозными образами. Это, прежде всего, герой – поэт. Это – и оразы русской земли, природы. Ещё одним объединяющим образом являются колокольные звучания как музыкальный символ есенинской Руси. Это – доносящийся издалека монастырский звон (1 часть), бубенцы саней (2 часть), позвякивание кандалов (3 часть), хрустальные колокольчики (5 и 6 части), тревожный набат (7 часть), гармошечные колокольцы (8 часть), похоронные удары колокола (9 часть), величавый перезвон (10 часть). Наконец, способствует единству поэмы цельность её муз. языка – русская песенная стихия. Свиридов поднимает широкие пласты русской песенности: крестьянской, городской. частично – солдатской.
В целом поэма Свиридова – оригинальное, необычное по жанру произведение. Это не традиционная оратория, так как в ней нет сюжета, драматического действия без сцены. Это и не традиционная кантата, поскольку цикл объединён фигурой одного героя. Необычно также отсутствие в произведении с участием оркестра сколько-нибудь развитых, самостоятельных по значению симфонических эпизодов. Фактически композитор создал новый жанр – жанр вокально-симфонической поэмы, тем самым проложив новый путь для развития жанра оратории.