I отделение
Иоганн Себастьян Бах – Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор, BWV 552
Шарль-Мари Видор – “Miserere mei” из цикла “Bach’s memento”
– Moderato из Симфонии №7, op.42/3
Луи Вьерн – Intermezzo и Adagio из Симфонии №3, op.28
Марсель Дюпре – Allegro deciso из цикла “Evocation”, op.37
II отделение
Вольфганг Амадей Моцарт – Церковная соната До мажор, KV 336 (переложение для органа соло Зигмунда Сатмари, каденция Жана Гийю)
Луи Вьерн – «Вестминстерские колокола» из цикла «24 пьесы-фантазии», op.54
– Импровизация “Marche episcopale” (реконструкция Даниэля Дрело)
Пьер Кошеро – Симфония-импровизация (реконструкция Джона Скотта Уайтли)
I. Agite. II. Scherzo. III. Lent. IV. Final
Цикл концертов «Шедевры мирового органного искусства»
«МУЗЫКА СОБОРОВ ПАРИЖА»
лауреат международных конкурсов
Егор Колесов (Россия)
Музыковед – кандидат искусствоведения Ольга Савицкая
Музыка соборов Парижа будет звучать 23 ноября в Минске! В очередном концерте цикла «Шедевры мирового органного искусства» выступит петербуржский органист Егор Колесов. Величественный филармонический орган (самый большой инструмент в Беларуси) предстанет в богатстве тембров в музыке Баха, Моцарта, Дюпре, Видора, Вьерна, Кошеро.
Егор Колесов уже успел покорить минчан своими выступлениями. Его исполнительская манера отличается оригинальным переплетением традиций российской, голландской и французской школ – он окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных, стажировался в Алкмаре (Голландия) и Париже (Франция). По словам известного органиста Юрия Семёнова, интерпретации Егора Колесова «отмечены «лица не общим выраженьем», закончены, логичны». Но самое главное в них – особая одухотворенность.
Программу концерта откроет грандиозная Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор Иоганна Себастьяна Баха. Это сочинение обрамляет «Третью часть клавирных упражнений» – один из поздних циклов немецкого мастера, по-другому называемый «Органной мессой». Цикл «Памяти Баха» был написан Шарлем-Мари Видором к 240-летию Баха в 1925 году. Каждая из 6 пьес отсылает слушателя к определенному баховскому произведению, которое легко узнается благодаря яркой теме. В частности, в основе Miserere лежит ре-минорная прелюдия из I тома «Хорошо темперированного клавира». Свою Третью симфонию французский композитор Луи Вьерн посвятил своему виртуозному коллеге – Марселю Дюпре. Для этого произведения характерна постоянная смена образов: каждая следующая часть контрастна предыдущей. В программе прозвучат третья и четвертая части – блестящее Intermezzo и умиротворенное Adagio. Завершит первое отделение концерта финал цикла “Evocation” М.Дюпре. Написанное в 1939 году, это сочинение эклектично и наполнено сложными образами времени между двух войн.
Второе отделение концерта откроет соната До мажор В.А.Моцарта. Особую оригинальность этому светлому и жизнерадостному сочинению придаёт каденция великого французского органиста Ж.Гийю. Особенности органного языка Луи Вьерна в значительной степени обусловлены богатством звуковой палитры симфонического органа, появившегося благодаря органостроителю А.Кавайе-Коллю. «Вестминстерские колокола» – произведение, созданное в жанре французской токкаты и рассчитанное именно на симфонический тип инструмента. В финале концерта прозвучит великолепная симфония Пьера Кошеро. Эта симфония – импровизация автора в знаменитом соборе Нотр-Дам де Пари в декабре 1963 года, позднее записанная английским органистом Дж.С.Уайтли. Сочинение поражает своим масштабом и виртуозностью, блеском и торжеством.