Габриэль Форе «Реквием»
Государственный камерный хор Республики Беларусь
Художественный руководитель и дирижер –
заслуженная артистка Республики Беларусь Наталья Михайлова
Игорь Оловников орган
народный артист Беларуси, профессор
«Реквием» Габриэля Форе (1845-1924) – произведение во многом уникальное среди сочинений этого жанра. Это, пожалуй, единственное сочинение «заупокойного жанра», которое не акцентирует внимание слушателя на идее смерти и сценах Страшного Суда. Основная идея произведения – Вера, Покой, Мир и Любовь, а образ смерти воспринимается, как долгожданное избавление, переход к тем самым высшим сферам, о которых грезят философы всех времён и народов.
Служба эта совершенно лишена налёта мрачности: вместо ощущения смерти – ощущение покоя, вместо мрачной скорби – светлая грусть, вместо образа Ада – образы Рая, и надежда вместо безысходности... Может быть, именно по этим причинам Форе исключил из своего произведения те фрагменты, которые акцентируют внимание слушателя на образах мрачных и неотвратимых. Получилась очень светлая ажурная конструкция в виде уходящей в заоблачные дали пирамиды, недосягаемая вершина которой символизирует власть, силу и мудрость Всевышнего, а подножие – дорогу каждого в постижении этой мудрости.
Кто-то из современников композитора сказал:
«Форе создал единственную в своём роде Заупокойную Мессу, которая уводит нас от страха смерти в царство чуткой ясности и совершенного счастья».
Реквием равномерно распределён в семи музыкальных фрагментах, стилистически оформленных в духе полотен Клода Моне.
I. Introit Kyrie. Сосредоточенная мелодия в середине первой части ("Вечный покой даруй им, Господи, да вечный свет воссияет им...") переходит в короткую молитвенную "Kyrie eleison" - "Господи, помилуй", а затем в спокойную "O Domine Jesu Christe, Rex Gloriae" ("О Господь Бог Иисус Христос, Царь Славы"), когда вдруг смолкает орган, а хор a cappella воздаёт Всевышнему тихую чистую молитву.
II. Offertoire. Постепенно звуки органа начинают вплетаться в плотную хоровую ткань, подготавливая соло баритона: "Молим Тебя...". Строгим звучанием начинает вторить ему хор, постепенно увеличивая громкость, потом, вновь уменьшая её, как бы возносясь, всё выше в своём звучании и растворяясь в бесконечном небесном просторе.
III. Sanctus. После небольшой паузы наступает самая светлая часть ("Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф..."), где в сдержанную перекличку между женской и мужской группой хора вплетается божественное соло органа. Хор небесных ангелов воспевает величие Творца: "Исполнил небо и землю славою Твоею...". Будто на миг приоткрылись Врата Рая и пролился оттуда Вечный Свет: "Осанна в Вышних, Осанна в Вышних, Осанна в Вышних...". Но миг этот краток - вновь закрываются недостижимые Врата и только последний заоблачный вздох: "Sanctus..." напоминает о том, что ещё секунду назад мы слышали пение ангелов...
IV. "Pie Jesu Domine" ("Милостивый Господь Иисус") Молитвенное соло сопрано похоже на пение бесплотной души: "Дай же им покой...". Оно как бы предопределяет следующий номер Реквиема
V. "Agnus Dei" ("Агнец Божий"). Философский настрой этого фрагмента подчёркивается волнами то нарастания, то уменьшения громкости, и выливается под конец в мощное tutti хора и органа - в объединяющий молитвенный порыв: "Агнец Божий, взявший грехи мира, прими молитву нашу!". А позади этих мощных раскатов вздыхает всегда сосредоточенный, торжественный и невозмутимый орган. Здесь коротко возвращается мелодия вступления к первой части: "Вечный покой даруй им, Господи, да вечный свет воссияет им...", но уже завершаемая просветлёнными мажорными аккордами. Что это? Нетрадиционный подход или символ надежды? Вряд ли мы сейчас найдём точный ответ.
VI. "Libera me", "Освободи меня, Господи, от вечной смерти..." (соло баритона и хор) - присутствующее во всех Реквиемах своеобразное размышление о "жизни после жизни". Здесь коротко возникает картина "Дня Гнева" ("Dies Irae"), но не как способ устрашения. Скорее, как часть древней покаянной молитвы: "Освободи меня от горького дня гнева Твоего". Словно издалека повторяет хор слова баритона: "Освободи меня, Господи...Освободи меня..." .
VII. "In Paradisum" ("В Раю") медленно открывает перед нами Дорогу. Может быть даже ту самую, на которой по древнему преданию встречаются все... Начинается она где-то на земле, а окончание её теряется в небесных далях. Наверное, там, где находится воспетый Пророками Горний Иерусалим... Вновь слышится пение ангелов и откуда-то издалека начинает литься добрый серебристый свет: "В Райский сад приводят Тебя Ангелы, Твой приход приветствуют праведники. И вводят Тебя в небесный град Иерусалим ..."