"Membra Jesu Nostri"
Диана Трифонова, сопрано
Мехтхильд Бах, сопрано (Германия)
Наталья Акинина, меццо-сопрано
Юрий Городецкий, тенор
Виталий Амбражевич, бас
Камерный хор "SALUTARIS"
Художественный руководитель - Ольга Янум
Ансамбль "Камерные солисты Минска"
Художественный руководитель - Дмитрий Зубов
Елена Мальцева, скрипка
Светлана Рамазанова, скрипка (Москва)
Владимир Гаврюшов, виола да гамба (Санкт-Петербург)
Руст Позюмский, виола да гамба (Санкт-Петербург)
Алина Тен, виола да гамба (Москва)
Виктор Соболенко, виола да гамба (Санкт-Петербург)
Владимир Волков, виола да гамба (Санкт-Петербург)
Антон Бируля, теорба (Варшава)
Константин Яковлев, фагот (Санкт-Петербург)
Юрий Габрусь, орган
Дирижер - Дмитрий Зубов
Концерт проводится при поддержке Посольства Федеративной Республики Германия
в Республике Беларусь в рамках "Немецких недель 2018"
«Несравненный музыкант и композитор» - эти слова Й. К. Ульрих поместил на титульном листе своей траурной оды на смерть Дитриха Букстехуде, величайшего протестантского композитора в период между поколениями Генриха Шютца и Иоганна Себастьяна Баха. Родившийся предположительно в 1637 г. в Хельсинборге ( Дания ), Букстехуде занимал с 1668 г. до самой своей смерти в 1707 г. должность органиста церкви Марии в Любеке. Тесные дружеские и творческие отношения связывали его со стокгольмским придворным капельмейстером Густафом Дюбеном. Этому своему “amico plurimum honorandum” ( «другу многожды достопочтенному» ) и посвятил любекский мастер цикл из семи кантат “Membra Jesu nostri” (1680).
Перед нами – в 7 частях - музыка Страстной недели, внимая которой слушатель (по крайней мере в Любеке конца XVII века) благоговейно сопереживал Страсти Христовы, творя внутри себя образ Распятого. Стопы, Колени, Руки, Ребра, Грудь, Сердце, Лик были объектом и поводом для медитации.
Текст, лежащий в основе семи кантат, восходит в основном к “Rhythmica oratio” Бернарда Клервосского ( 1090 – 1153 ), хотя некоторые части текста являются более поздними и принадлежат перу Арнульфа из Лувена ( 1200 – 1250 ). Его строфа “Salve caput cruentatum” стала у Пауля Герхардта текстом хорала « О глава, покрытая кровью и ранами» (хорала, играющего столь важную роль в баховских «Страстях»!).
Каждой кантате Букстехуде предпослал строфу из Ветхого Завета, исполняемую хором. Далее он использует для каждой из 7 кантат по три полустрофы из 7 гимнов Бернарда Клервосского . Соответственно стилю своего времени он кладет их на музыку в форме арии из 3-х строф на остинатный бас. Обрамлением этих строфических арий становится повторение начальной ветхозаветной сентенции ( лишь в последней кантате на месте повтора строфы из Писания звучит заключительное «Аминь» ). Каждая кантата открывается инструментальной сонатой.
Цикл кантат Дитриха Букстехуде свидетельствует глубокое личное благочестие и в своей несравненной выразительности доносит до нас дух этой простодушной истовости, так сильно отличающийся от духа века реформации.
Дорис Хагель (перевод Дмитрия Зубова)