Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Ансамбль солистов "Искусство гармонии"

Дата: 27.01.2017 начало в 19:00
Категория: Камерная музыка

Ансамбль солистов "Искусство гармонии"
И.Брамс - Квинтет си минор для кларнета, двух скрипок,
альта и виолончели, ор.115
П.Чайковский - Струнный секстет ре минор "Воспоминание о Флоренции"

Ансамбль солистов «Искусство гармонии» объединил талантливых исполнителей-виртуозов, энтузиастов, увлеченных и преданных искусству:
Пётр НАУМЕНКО (кларнет)
Екатерина РЕЙХЕРДТ (скрипка)
Сергей ПРАНОВИЧ (скрипка)
Светлана ГОЛУБОВСКАЯ (альт)
Марина ЗЕЛЕНИНА (альт)
Станислав ПЕТЧЕНКО (виолончель)
Евгений МИКЛЯЕВ (виолончель)

«Искусство гармонии» – коллектив универсальных возможностей, способный решать самые сложные и разнообразные исполнительские и художественные задачи. Репертуар ансамбля включает сочинения от эпохи барокко до современности. Каждый из участников ансамбля имеет собственную насыщенную творческую жизнь, участвуя в международных проектах, выступая с сольными концертами в Беларуси и за рубежом.

В программе концерта 27 января будут представлены сочинения двух выдающихся композиторов XIX века: Квинтет си минор для кларнета и струнного квартета Йоганнеса Брамса, который принадлежит к числу наиболее совершенных сочинений в творческом наследии композитора, и Секстет «Воспоминание о Флоренции» Петра Ильича Чайковского, который в творческом наследии Чайковского относится к примечательной группе сочинений, посвященных местам пребывания композитора, которые как-то особенно вошли в его жизнь и были ему сердечно дороги.
Два имени – Брамс и Чайковский. Две музыкальные вселенные, вдохновляющие, дающие невероятный заряд эмоций и переживаний. Их роднят темы свободы и вдохновения, образы судьбы, мысли о философии жизни и смерти, искусство красоты и гармонии. Их музыка является неотъемлемой частью внутреннего мира всех, кто любит, чувствует, переживает, кто живет полноценной жизнью.

Йоганнес Брамс (1833-1897) - немецкий композитор, пианист, дирижёр.
Уже второе столетие музыка Брамса сохраняет свою непреходящую художественную ценность. Она неизменно привлекает к себе тесным взаимодействием классических и романтических традиций.
"Я знал... и надеялся, что грядёт Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя - Иоганнес Брамс". Этими пророческими словами Роберт Шуман в пламенной статье "Новые пути", написанной в октябре 1853 года, возвеличил совершенно никому не известного до того дня художника.
...Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он пришел к решению, что все свои самые великие произведения он уже написал, и даже начал составлять завещание. Ситуация радикально изменилась, когда в начале 1891 года Брамс получил приглашение в Мейнинген, где он познакомился с известным кларнетистом придворного оркестра Рихардом Мюльфельдом. По просьбе Брамса Мюльфельд продемонстрировал ему большую часть своего репертуара, раскрыл перед ним многие секреты кларнетового мастерства и посвятил в технические и выразительные возможности этого инструмента. В результате композитор уехал из Мейнингена, полный новых идей и творческого энтузиазма. Он забыл о своем решении никогда больше не писать музыку и с рвением принялся за работу. Через несколько недель он показал Мюльфельду трио для кларнета, виолончели и фортепиано ля минор соч. 114 и квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115. 21 ноября в Мейнингене было исполнено трио ля минор, а через три дня — квинтет си минор.
Квинтет для кларнета и струнного квартета ор. 115 принадлежит к числу наиболее совершенных в творческом наследии Брамса.

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
Монументальная фигура этого композитора-симфониста, поднявшего русское музыкальное искусство на недосягаемую высоту, возвышается среди великих художников XIX века. Но вместе с тем благодаря высокому строю своего гуманизма и художественных идеалов, удивительной доходчивости, доступности воплощения человеческих чувств и мыслей, подлинной народности и демократизму музыка Чайковского стала неотъемлемой частью нашей жизни. Он считал, что ценность любой национальной культуры возрастает по мере ее доступности всем народам. И действительно, его музыка стала подлинно интернациональной, завоевав мировое признание.
Одним из последних крупных сочинений Чайковского стал секстет для струнных инструментов «Воспоминание о Флоренции», обдумывавшийся в течение нескольких лет, но написанный в летние месяцы 1890 года (Новая окончательная редакция создана в 1892 году.)
Секстет "Воспоминание о Флоренции" принадлежит в творческом наследии Чайковского к той примечательной группе сочинений, которая связана с тем, что композитор писал музыку, посвящая её местам своего пребывания, которые как-то особенно вошли в его жизнь, которые были ему сердечно дороги. Одним из таких мест была Флоренция, место, где Чайковский неоднократно бывал, где он с интересом знакомился с красотами итальянских памятников, итальянских пейзажей, где ему очень хорошо работалось. Последним пребыванием во Флоренции стала весна 1890 года, когда Чайковский в небывало короткие сроки, всего за 44 дня написал в эскизах свое любимое детище - оперу "Пиковая дама". Завершив оперу и перевернув последнюю страницу эскизов, Чайковский делает наброски и помечает: "Секстет".
История написания секстета дает красноречивое представление о том, насколько взыскательным и требовательным был П.И.Чайковский к своему творчеству. Практически закончив уже работу над сочинением, он все еще сомневается в успешной реализации своего замысла. Создав произведение в новом для себя жанре, Чайковский стремится как можно скорее прослушать его. "Печатать я не буду до тех пор, - пишет он К.К.Альбрехту, - пока Вы с Вашей компанией его не выучите и не исправите мне все, что будет неудобно, нехорошо, незвучно... Только тогда, услышавши его в Вашем исполнении и приняв во внимание все Ваши поправки и советы, я подвергну секстет исправлению и отдам его гравировать... Ведь это мой первый опыт выйти из рамок квартета".
Весьма интересны мысли Чайковского, касающиеся некоторых вопросов, связанных с исполнением Секстета. Так, относительно трактовки медленной части композитор пишет: "Вторая часть хоть и названа мной adagio (ибо четверть здесь не скорее 58; а это, по моему, уже не Andante, и тянуть ее никоим образом не следует. Средняя часть этого adagio, там, где написано, вероятно, molto piu mosso, должна быть исполнена с самым невероятным рррр; она должна промелькнуть, как отдаленная зарница. Первую часть нужно играть с большим огнем и увлечением. Вторую певуче. Третью шутливо. Четвертую весело, задорно".

Ансамбль солистов "Искусство гармонии"