А.Вивальди – «Времена года»
И.И.Кванц – Концерт Соль мажор для флейты и струнных
Я.Д.Зеленка – Lamentatio I на Страстную Субботу
"Адриатические волны,
О Брента! нет, увижу вас
И, вдохновенья снова полный,
Услышу ваш волшебный глас!
Он свят для внуков Аполлона...."
(А.С.Пушкин, "Евгений Онегин", глава 1)
Задолго до пушкинской поры эти берега манили к себе толпы путешественников - аристократов и проходимцев, художников и торговцев, искателей приключений и просто любопытных. Не были исключением и музыканты. С начала 17 века многие немецкие композиторы приезжали в Венецию, кто-то - как Генрих Шютц - на время, чтобы в общении с прославленными мастерами овладеть приемами нового стиля и обогатить свой музыкальный язык; кто-то - как Иоганн Розенмюллер - чтобы остаться здесь до конца своих дней.
В 18 веке Венеция стала местом, которое охотно посещали музыканты, служившие в Дрездене при дворе Августа Сильного, курфюрста Саксонии и короля Польши. Иоганн Георг Пизендель, Иоганн Иоахим Кванц, Иоганн Хайнихен, Ян Дисмас Зеленка - все они подолгу бывали здесь, впитывая новые идеи и знакомясь с венецианскими коллегами.
Наиболее притягательной фигурой из живших в то время в Венеции композиторов был Антонио Вивальди. Сам он высоко ценил общение с дрезденскими музыкантами, культивировал возникшие контакты, посылая на берега Эльбы свои концерты и сонаты, многие из которых были посвящены И. Г. Пизенделю. Вивальди мечтал получить место капельмейстера при дворе короля Августа, но сбыться этой мечте не было суждено - эта должность была отдана соотечественнику и сопернику Вивальди - Франческо Мария Верачини. Несмотря на это связи венецианского мастера и его дрезденских коллег сохранялись годами. Многие сочинения Вивальди дошли до нас, сохранившись в библиотеке Дрезденской придворной капеллы.
В концерте ансамбля "Камерные солисты Минска" прозвучит едва ли не самое знаменитое произведение Антонио Вивальди - его "Времена года", 4 концерта для скрипки, струнных и Basso continuo. С момента появления 1-го издания этого сочинения, вышедшего в 1725 году в Амстердаме, оно вызывало восторг слушателей по всей Европе. Даже во Франции, в стране, где господствовал абсолютно иной, нежели в Италии, музыкальный стиль, 1-й концерт цикла, "Весна" произвел настоящий фурор. И в наше время "Времена года" являются одним из самых любимых публикой сочинений Вивальди, квинтэссенцией красочной программной музыки эпохи барокко.
В 1-м отделении концерта прозвучат сочинения композиторов, работавших при дворе короля Августа - Иоганна Иоахима Кванца и Яна Дисмаса Зеленки. Кванц, один из самых знаменитых флейтистов своего времени, ставший впоследствии учителем короля Фридриха Великого, известен в наше время не только как композитор, но и как автор одного из важнейших трактатов 18-го века, всесторонне освещающих вопросы исполнительской практики эпохи позднего барокко - "Опыт наставления в игре на поперечной флейте". Программу откроет его Концерт Соль мажор для флейты, струнных и Basso continuo.
Я. Д. Зеленка был известен в первую очередь как автор церковных произведений. В 1722 году им были написаны 6 Lamentationes на тексты из ветхозаветной книги "Плач Иеремии", которые должны были исполняться на вечерних службах в Страстную неделю. Одна из этих пьес - Lamentatione I на Страстную Субботу - прозвучит в концерте.