С.Рахманинов, Н.Метнер
«Музыкальная гостиная» представляет
Художественный руководитель – Татьяна Старченко фортепиано
«ДВЕ СУДЬБЫ: РАХМАНИНОВ – МЕТНЕР»
солисты Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь
Татьяна Третьяк сопрано
Наталья Акинина меццо-сопрано
народный артист Беларуси Владимир Петров баритон
Татьяна Старченко фортепиано
В программе:
I отделение
Сергей Рахманинов
– Два музыкальных момента, ор. 16 №3, 4
– А.Пушкин «Не пой, красавица, при мне», ор.4№4
– Д.Мережковский «О нет, молю, не уходи», ор.4№1
– А.Фет «В молчанье ночи тайной», ор.4 №3
Николай Метнер
– А.Пушкин «Я пережил свои желанья», ор.3№2
– А.Пушкин «Зимний вечер», ор.13№1
Сергей Рахманинов
– Н.Минский «Она, как полдень хороша», ор.14№9
Николай Метнер
– А.Фет «Шепот, робкое дыханье», ор.24 №7
– Ф.Тютчев «Сумерки», ор.24№4
Сергей Рахманинов
– Т.Галина «Здесь хорошо», ор.21№7
– И.Бунин «Ночь печальна», ор.26№12
– Д.Ратгауз – «Эти летние ночи», ор.14№5
II отделение
Николай Метнер
– Соната-воспоминание (фрагмент), ор.38№1
– Ф.Тютчев «Бессонница», ор.37№1
Сергей Рахманинов
– А.Исаакяна (перевод А.Блока) «Ночью в саду у меня», ор.38№1
– И.Северянин «Маргаритки», ор.38№3
– Ф.Тютчев «Весенние воды», ор.14 №11
– Д.Ратгауз «Проходит все», ор.26№15
– Ф.Тютчев «Все отнял у меня», ор.26№2
– Д.Мережковский «Христос воскрес»
Николай Метнер
– А.Пушкин «Мечтателю», ор.32№6
– А.Пушкин «Серенада», ор.52№6
ДВЕ СУДЬБЫ
Рахманинов часто говорил:
«Посмотрите на Николая Карловича!
Ведь меня со временем забудут,
а его музыка будет жить всегда».
Н.К.Метнер очень высоко ценил творчество Рахманинова за его необыкновенную способность раскрыть в музыке прекрасное: «Что меня всегда поражает в Рахманинове, при исполнении каждой новой его вещи, так это красота, настоящее излияние красоты. Однако это достойно всякого сочувствия, — что он красоты в музыке не стыдится и не боится ее нагнетать в таком большом количестве».
Сергею Васильевичу Метнер посвятил сонату op. 25№2, а в программы своих концертов он часто включал особенно любимые им «Этюды-картины» и «Музыкальные моменты» Рахманинова.
Рахманинов также высоко ценил Николая Метнера, называя его «самым гениальным из всех современных музыкантов», и неоднократно подчеркивал, что произведения этого действительно великого композитора изумительно свежи и современны».
Рахманинов утверждал, что творчество Метнера требует самого глубокого изучения и настойчивой исполнительской пропаганды. Он говорил, что Метнер – один из «тех редких людей, – как музыкант и человек, – которые выигрывают тем более, чем ближе к ним подходишь. Удел немногих!»
Рахманинов старался пропагандировать творчество Метнера, включая его произведения в программы своих концертов в России и за границей.
Дружеское участие Рахманинова было для Николая Карловича большой поддержкой при организации концертов и изданий сочинений. М.Ф.Гнесин вспоминает, «что Рахманинов привел в недоумение всех музыкантов, настаивая и чуть ли не требуя, чтобы устроили концерт Метнеру».
Н.Г.Райский в своих «Воспоминаниях о встречах с С.В.Рахманиновым» приводит такой эпизод: «Сергей Васильевич устроил бурную сцену за то, что московская критика замалчивает творчество Н.К.Метнера». Обращаясь к известному музыкальному критику Ю.Д.Энгелю, Рахманинов говорил: «Я знаю, что Вы честный, очень честный человек, но честных людей очень много, а таких музыкантов, как Метнер, мало, и, любя его, мне очень больно, что пресса к нему равнодушна и его замалчивает».
Оказавшись в эмиграции, Николай Карлович был очень дружен с С.В.Рахманиновым. Сергей Васильевич писал ему: «Николай Карлович, Вы – первый в русской музыке. Я скучаю, когда долго не слушаю вас. Мне вас не хватает».
Рахманинову Метнер посвятил свой Второй фортепианный концерт, а Рахманинов Метнеру – Четвертый. Это были удивительные отношения и редкое творческое содружество!