Дата:
19.09.2017 начало в 19:00
Место: Большой концертный зал
Категория: Орган
Исполнители: Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Государственный камерный хор Республики Беларусь», Михайлова Наталья (дирижёр), Оловников Игорь (фортепиано, орган), Трифонова Диана (сопрано), Трифонов Станислав (баритон)
ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ХОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
художественный руководитель –
Заслуженная артистка Республики Беларусь Наталья Михайлова
НАРОДНЫЙ АРТИСТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Игорь Оловников орган
СОЛИСТЫ БОЛЬШОГО ТЕАТРА БЕЛАРУСИ
Диана Трифонова (сопрано)
Станислав Трифонов (баритон)
В первом органном концерте сезона наряду с уже полюбившимися слушателям произведениями признанных классиков и современных авторов прозвучит Реквием Габриэля Форе - произведение во многом уникальное. Это, пожалуй, единственное сочинение "заупокойного жанра", которое не акцентирует внимание слушателя на образе смерти и сценах Страшного Суда. Основная идея его - Вера, Покой, Мир и Любовь, а образ смерти воспринимается, как долгожданное избавление, переход к тем самым высшим сферам, о которых грезят философы всех времён и народов.
Служба эта совершенно лишена налёта мрачности: вместо ощущения смерти нам предлагается ощущение покоя, вместо мрачной скорби - светлая грусть, вместо образа ада - образы Рая, и надежда вместо безысходности.
Получилась очень светлая ажурная конструкция в виде уходящей в заоблачные дали пирамиды, недосягаемая вершина которой символизирует власть, силу и мудрость Всевышнего, а подножие - дорогу каждого в постижении этой мудрости.
Недаром один из современников композитора сказал:
"Форе создал единственную в своём роде Заупокойную Мессу, которая уводит нас от страха смерти в царство чуткой ясности и совершенного счастья".
В программе:
Жоскен Депре
– «Ave Maria»
Луи Николя Клерамбо
– Сюита в первом тоне
Сезар Франк
– Прелюдия, фуга и вариация
Габриэль Форе
– Реквием
Introit et Kyrie
Offertoire
Sanctus
Pie Jesu
Agnus Dei
Libera me
In Paradisum
Жоскен Депре (1450–1521) – представитель франко-фламандской полифонической школы, крупнейший композитор высокого Возрождения. В его творческом наследии основное место отведено духовным жанрам: 18 месс, более 70 мотетов и др. менее масштабные формы. Наряду с духовными произведениями он писал также в жанре светской многоголосной песни (в основном на французские тексты), нередко опираясь на народные песни и танцы.
Композитор был признан уже при жизни. Его восхваляли многие литераторы того времени, в том числе и Франсуа Рабле. Кроме того, Жоскен де Пре был любимым композитором Мартина Лютера, который писал о нем: «Жоскен заставляет ноты выражать то, что он хочет. Другие же композиторы, наоборот, вынуждены делать то, что им диктуют ноты».
Луи Николя Клерамбо (1676–1749) – французский композитор эпохи Барокко, современник И.С.Баха. Родился в семье профессиональных музыкантов, рано обучился игре на скрипке, клавесине и органе. На протяжении всей жизни композитор работал при дворе Людовика XIV, а также в различных храмах Парижа. Его перу принадлежат органные и клавесинные сюиты, сонаты, сборники пьес, сонаты для скрипки и basso continuо, церковные песнопения.
Сезар Франк (1822 – 1890) – композитор, органист, пианист. Его творчество оказало влияние на последующее поколение французских композиторов, в том числе на Шоссона, Дебюсси, Равеля.
С.Франком создано 3 оперы, 4 оратории, 5 симфонических поэм и около 130 пьес для органа. Органные сочинения занимают значительную часть творческой биографии композитора, который к тому же был и великолепным импровизатором. Его неоднократно приглашали на торжественные церемонии открытия новых органов. Не зря Ф.Лист отозвался об органных произведениях С. Франка следующим образом: «Этим поэмам предназначено место рядом с шедеврами Себастьяна Баха!».
Габриэль Форе (1845–1924) – выдающийся французский композитор, органист, музыкальный критик, педагог. В своем творчестве он оставался верен художественным традициям романтической школы, но при этом его музыкальный язык отличает ладогармоническое своеобразие, находки в звукописи, предвосхищающие открытия импрессионистов.
К наиболее известным и часто исполняемым сочинениям Форе относится его «Реквием», поводом создания которого послужил печальный факт ухода из жизни родителей композитора. Основной материал произведения был написан в бытность Форе органистом в церкви Св.Марии Магдалины в 1887 году и был исполнен под управлением композитора во время похоронной службы 16 января 1888 года. С тех пор композитор неоднократно возвращался к работе над сочинением, и его окончательная третья версия для солистов, смешанного хора и большого симфонического оркестра с органом впервые была представлена 6 апреля 1900.
Реквием Форе отличается оригинальной трактовкой этого старинного жанра, к которому уже обращались В.А.Моцарт, Л.Керубини, Г.Берлиоз, И.Брамс и Дж.Верди – он единственный в своем роде не акцентирует внимание на идее ужаса смерти и Страшного Суда. Композитор исключает обязательную для католической мессы часть Dies irae («День гнева»), в которой описываются картины Судного дня, и вводит необязательную часть In Paradisum («В Раю»). Оригинальный замысел композитора не был понят современниками, и это побудило Форе, в конце концов, публично выступить в его защиту: «Говорили, что мой Реквием не выражает ужаса смерти, кто-то назвал его «колыбелью смерти». Но именно так я чувствую смерть: как счастливое избавление, надежду на потустороннее счастье. Что касается моего Реквиема, я, быть может, тоже инстинктивно пытался выйти за рамки общепринятого; ведь я так долго сопровождал на органе похоронные службы. Все, что во мне было от религиозных иллюзий, я вложил в мой Реквием, который поникнут от начала и до конца верой в вечный покой».
Глубоко человечная и почти интимная музыка «Реквиема», отличающаяся выразительной мелодикой и импрессионистическим изяществом гармонических красок, отражает драгоценнейшее для любого романтика состояние переходности, в моменты которого перед его внутренним взором начинает сиять свет Истины.
Современник композитора Карло д'Эспозито написал: «Форе создал единственную в своем роде Заупокойную Мессу, которая уводит нас от страха смерти в царство ясности и совершенного счастья».