Билетная касса:

+375 17 396-16-17

Заказ билетов

Год качества

Г.Форе - "Реквием"

Дата: 19.09.2017 начало в 19:00
Категория: Орган
ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ХОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
художественный руководитель –
Заслуженная артистка Республики Беларусь Наталья Михайлова
 
НАРОДНЫЙ АРТИСТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Игорь Оловников орган
 
СОЛИСТЫ БОЛЬШОГО ТЕАТРА БЕЛАРУСИ
Диана Трифонова (сопрано)
 
Станислав Трифонов (баритон)
 
В первом органном концерте сезона наряду с уже полюбившимися слушателям произведениями признанных классиков и современных авторов прозвучит Реквием Габриэля Форе - произведение во многом уникальное. Это, пожалуй, единственное сочинение "заупокойного жанра", которое не акцентирует внимание слушателя на образе смерти и сценах Страшного Суда. Основная идея его - Вера, Покой, Мир и Любовь, а образ смерти воспринимается, как долгожданное избавление, переход к тем самым высшим сферам, о которых грезят философы всех времён и народов.
Служба эта совершенно лишена налёта мрачности: вместо ощущения смерти нам предлагается ощущение покоя, вместо мрачной скорби - светлая грусть, вместо образа ада - образы Рая, и надежда вместо безысходности.
Получилась очень светлая ажурная конструкция в виде уходящей в заоблачные дали пирамиды, недосягаемая вершина которой символизирует власть, силу и мудрость Всевышнего, а подножие - дорогу каждого в постижении этой мудрости.
Недаром один из современников композитора сказал:
"Форе создал единственную в своём роде Заупокойную Мессу, которая уводит нас от страха смерти в царство чуткой ясности и совершенного счастья".
 
В программе:
Жоскен Депре
– «Ave Maria»
Луи Николя Клерамбо
– Сюита в первом тоне
Сезар Франк
– Прелюдия, фуга и вариация
Габриэль Форе
– Реквием
Introit et Kyrie
Offertoire
Sanctus
Pie Jesu
Agnus Dei
Libera me
In Paradisum
Жоскен Депре (1450–1521) – представитель франко-фламандской полифонической школы, крупнейший композитор высокого Возрождения. В его творческом наследии основное место отведено духовным жанрам: 18 месс, более 70 мотетов и др. менее масштабные формы. Наряду с духовными произведениями он писал также в жанре светской многоголосной песни (в основном на французские тексты), нередко опираясь на народные песни и танцы.
Композитор был признан уже при жизни. Его восхваляли многие литераторы того времени, в том числе и Франсуа Рабле. Кроме того, Жоскен де Пре был любимым композитором Мартина Лютера, который писал о нем: «Жоскен заставляет ноты выражать то, что он хочет. Другие же композиторы, наоборот, вынуждены делать то, что им диктуют ноты».
Луи Николя Клерамбо (1676–1749) – французский композитор эпохи Барокко, современник И.С.Баха. Родился в семье профессиональных музыкантов, рано обучился игре на скрипке, клавесине и органе. На протяжении всей жизни композитор работал при дворе Людовика XIV, а также в различных храмах Парижа. Его перу принадлежат органные и клавесинные сюиты, сонаты, сборники пьес, сонаты для скрипки и basso continuо, церковные песнопения.
Сезар Франк (1822 – 1890) – композитор, органист, пианист. Его творчество оказало влияние на последующее поколение французских композиторов, в том числе на Шоссона, Дебюсси, Равеля.
С.Франком создано 3 оперы, 4 оратории, 5 симфонических поэм и около 130 пьес для органа. Органные сочинения занимают значительную часть творческой биографии композитора, который к тому же был и великолепным импровизатором. Его неоднократно приглашали на торжественные церемонии открытия новых органов. Не зря Ф.Лист отозвался об органных произведениях С. Франка следующим образом: «Этим поэмам предназначено место рядом с шедеврами Себастьяна Баха!».
Габриэль Форе (1845–1924) – выдающийся французский композитор, органист, музыкальный критик, педагог. В своем творчестве он оставался верен художественным традициям романтической школы, но при этом его музыкальный язык отличает ладогармоническое своеобразие, находки в звукописи, предвосхищающие открытия импрессионистов.
К наиболее известным и часто исполняемым сочинениям Форе относится его «Реквием», поводом создания которого послужил печальный факт ухода из жизни родителей композитора. Основной материал произведения был написан в бытность Форе органистом в церкви Св.Марии Магдалины в 1887 году и был исполнен под управлением композитора во время похоронной службы 16 января 1888 года. С тех пор композитор неоднократно возвращался к работе над сочинением, и его окончательная третья версия для солистов, смешанного хора и большого симфонического оркестра с органом впервые была представлена 6 апреля 1900.
Реквием Форе отличается оригинальной трактовкой этого старинного жанра, к которому уже обращались В.А.Моцарт, Л.Керубини, Г.Берлиоз, И.Брамс и Дж.Верди – он единственный в своем роде не акцентирует внимание на идее ужаса смерти и Страшного Суда. Композитор исключает обязательную для католической мессы часть Dies irae («День гнева»), в которой описываются картины Судного дня, и вводит необязательную часть In Paradisum («В Раю»). Оригинальный замысел композитора не был понят современниками, и это побудило Форе, в конце концов, публично выступить в его защиту: «Говорили, что мой Реквием не выражает ужаса смерти, кто-то назвал его «колыбелью смерти». Но именно так я чувствую смерть: как счастливое избавление, надежду на потустороннее счастье. Что касается моего Реквиема, я, быть может, тоже инстинктивно пытался выйти за рамки общепринятого; ведь я так долго сопровождал на органе похоронные службы. Все, что во мне было от религиозных иллюзий, я вложил в мой Реквием, который поникнут от начала и до конца верой в вечный покой».
Глубоко человечная и почти интимная музыка «Реквиема», отличающаяся выразительной мелодикой и импрессионистическим изяществом гармонических красок, отражает драгоценнейшее для любого романтика состояние переходности, в моменты которого перед его внутренним взором начинает сиять свет Истины.
Современник композитора Карло д'Эспозито написал: «Форе создал единственную в своем роде Заупокойную Мессу, которая уводит нас от страха смерти в царство ясности и совершенного счастья».
 
Г.Форе - "Реквием"