Антонин Дворжак (1841–1904) – Симфония №5 Фа мажор «Весенняя», ор.76
Бела Барток (1881–1945) – «Румынские танцы»
Альберто Хинастера (1916–1983) – Концерт для арфы с оркестром
Первое исполнение в Минске
Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь
Главный дирижёр – народный артист Беларуси Александр Анисимов
Солистка – Дарья Микулик (арфа)
Дирижёр – Александр Анисимов
***
После программы 20 марта, в которой прозвучала музыка классиков 18–19 веков – Баха, Моцарта и Бетховена, в программе 10 апреля Государственный академический симфонический оркестр обращается к произведениям композиторов XX века: Бартока, Хинастеры и чешского романтика 19 века Дворжака. Все три произведения на сцене Большого концертного зала филармонии оркестр исполняет впервые.
Симфонию №5 Антонина Дворжака смело можно назвать «Весенней». Все её четыре части – это яркое эмоциональное высказывание молодого композитора. Слушая эту музыку, сразу можно почувствовать свежесть и красоту образов природы, которые в произведениях Дворжака неотделимы от фольклорных интонаций. Композитор представляет целую гамму чувств – от созерцательного спокойствия с оттенком грусти до бурного волнения.
«Румынские танцы» Белы Бартока – сюита из семи частей, в каждой из которых можно услышать красочные народные мотивы и почувствовать их индивидуальный характер. В основе этой сюиты – подлинные румынские мелодии из Трансильвании, которые записали молодой Барток со своим коллегой и другом Золтаном Кодаем, путешествуя с фонографом по самым далёким городам Венгрии.
Альберто Хинастера – классик XX столетия, аргентинский композитор, выдающийся музыкант Латинской Америки. Его произведения по праву относят к лучшим образцам музыки XX века. К наиболее известным произведениям Хинастеры относится и Концерт для арфы с оркестром, написанный в 1959 году.
Концерт был написан для арфистки Эдны Филлипс, но к моменту окончания работы над произведением, в силу сложившихся обстоятельств, он был исполнен Никанором Забалета с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди в 1965 году.
Этот концерт является очень необычным, сложным и эффектным произведением для арфы и занимает достойное место в репертуаре солистов-арфистов. Композитор показывает арфу как инструмент, который может быть мощным, динамичным, энергичным и современным.