І отделение
Муз. С.Бугасова, сл. Я.Купалы – “На Купалле”
Муз. Л.Захлевного, сл. нар. – “А ў полі, полі”
– “Цераз рэчаньку”
О.Молчан – «Отче наш»
Муз. О.Молчана, сл. Я.Купалы
– “У зялёным садочку”
Л.Шлег – Хоровой триптих «С нами Бог»
Г.Горелова – “Калядныя мініяцюры”
І. Хрыстос нарадзіўся; ІІІ. Харал
Муз. В.Петько, сл. М.Богдановича
– “Плакала лета”
– “У небе”
А.Безенсон – «Псалом Давида 14»
Муз. А.Безенсон, сл. Я.Купалы – “Замкавая гара”
Муз. А.Саврицкого, сл. нар. – “Ой, рана на Йвана”
Муз. Е.Атрашкевич, сл. А.Рубацкой
– “Ой, ружанька”
Исп. заслуженный коллектив Республики Беларусь Академический хор Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь
ІІ отделение
! мировая премьера
О.Ходоско – Симфония для смешанного хора a capella “Missa”
Исп. заслуженный коллектив Республики Беларусь Государственная академическая хоровая капелла Республики Беларусь им.Г.Ширмы
Муз. Д.Долгалёва, сл. В.Петюкевича
– “Ой, мае вы чайкі”
Муз. И.Лученка, сл. Я.Коласа
– “Мой родны кут”
Исп. все участники концерта
Гала-концерт белорусской хоровой музыки к 90-летию Белорусского союза композиторов
«ХОРОВАЯ СИМФОНИЯ»
заслуженные коллективы Республики Беларусь
Государственная академическая хоровая капелла Республики Беларусь им. Г.Р.Ширмы
Главный дирижёр – Ольга Янум
Академический хор Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь
Дирижёр – Андрей Саврицкий
***
Симфония для хора a capella “Missa” была написана Олегом Ходоско в 2021 году. В ней необычный, во многом уникальный жанровый микс – симфонии и мессы. Однако он оправдан философской сущностью обоих жанров, направленных, пусть и очень по-разному, на поиски смысла жизни. И в чем-то продолжает сегодняшнюю тенденцию сценического воплощения барочных месс, охватившую крупнейшие театры мира и соединяющую мессу с оперой.
В названиях и общем характере шести частей (“Kyrie eleison”, “Gloria”, “Credo”, “Sanctus”, “Agnus Dei”, “Kyrie eleison”) сохранены внешние очертания мессы как духовного музыкального жанра на канонические тексты латинского католического богослужения. Одно лишь исключение: мессе вовсе не свойственна зеркальность, когда последняя часть повторяет первую в обратном порядке разделов. Да и между другими частями проведены тонкие, но очень крепкие интонационные связи, присущие симфонизму и придающие всему произведению единство. Хоровая фактура тоже развивается по симфоническим законам – процессуально, в её отдельных голосах (а их 16, как у нидерландских полифонистов XV–XVI веков), даже видятся намёки на оркестровые тембры.
Но главное – в этой развёрнутой партитуре композитор апробирует авторскую технику письма. Разработанный им самим новый метод построения многоголосной музыкальной ткани основан на соединении полифонических приёмов и принципов минимализма: каждый голос имеет своё мелодическое зерно, которое развивается через повторы разной протяжённости.
Впервые О.Ходоско применил такую технологию в своей Симфонии №8, которая пока не была исполнена. Однако там его метод применялся к оркестру, а тут – к хору, что намного труднее. Но композитор, прекрасно знающий вокально-хоровую специфику (да-да, он сам когда-то пел в Государственной академической хоровой капелле им. Г.Ширмы), поставил перед исполнителями вполне выполнимые, несмотря на всю свою сложность, задачи. И премьера – тому подтверждение.
Надежда Бунцевич