Международный фестиваль
"Белорусская музыкальная осень"
Концерт фортепианной музыки
лауреат международных конкурсов
Александр Целяков
В программе:
I отделение
Фредерик ШОПЕН (1810-1849)
– Ноктюрн, ор.27№1
– Баркарола, ор.60
– Скерцо, ор.31№2
Морис Равель (1875-1937)
– Цикл «Ночной Гаспар»
Ундина
Виселица
Скарбо
II отделение
Патрик Каррабре (*1958)
– «Orpheus Drones» для фортепиано и аудио
Дени Гужон (*1951)
– «Piano-Soleil» из цикла «Six Thèmes Solaires»
Александр Скрябин (1871-1915)
– Листок из альбома, ор.45 № 1
– Поэма, ор.32№1
– Этюд, ор.65№3
Сергей РАХМАНИНОВ (1873-1943)
– Прелюдия, ор.32№5
– Этюд-картина, ор.39№3
– Музыкальный момент, ор.16 №4
«Выдающийся пианист с пьянящим звучанием инструмента», «идеальная творческая личность», «музыкант, вобравший лучшие качества и характерные черты русской фортепианной школы, превосходно найдя баланс между эмоциональностью музыки Артура Рубинштейна и более чувственным исполнением Владимира Горовица».
Харрис Голдсмит, журнал «New York Concert Review»
Александр Целяков – блестящий пианист с мировым именем, лауреат международных конкурсов, профессор. Выпускник Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, ученик выдающегося пианиста и педагога Льва Наумова (хранителя школы великого Генриха Нейгауза, давшего миру таких выдающихся пианистов ХХ века, как Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер). Свою карьеру музыкант начал с выступления с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром в возрасте девяти лет.
Пианист является лауреатом многих конкурсов, среди которых VIII Международный конкурс им. П.И.Чайковского в Москве, II Международный музыкальный конкурс в Японии, Международный конкурс пианистов «IBLA Grand Prize» и Международный музыкальный конкурс пианистов и оркестров в Мадзара-дель-Валло (Италия), Национальный Израильский конкурс пианистов и Международный конкурс пианистов в Новом Орлеане.
Публика аплодировала его таланту в Японии, Германии, Италии, Израиле, Испании, Португалии, Франции, Англии, Швеции, Австрии, Польше, Финляндии, США, Дании, Нидерландах, Турции, Канаде... Выступал с ведущими оркестрами, включая оркестры Ленинградской, Московской, Белорусской филармоний, Большой симфонический оркестр Московского радио, Токийский филармонический оркестр, Варшавский национальный филармонический оркестр, Стамбульский государственный симфонический оркестр, Симфонический оркестр Новой Шотландии и т.д. Концерты музыканта проходили в самых знаменитых концертных залах по всему миру.
С 1979 по 1991 г. Александр Целяков был солистом Белорусской государственной филармонии.
В 1994 году Александр Целяков эмигрировал в Канаду и уже в декабре того же года состоялся его дебют в Центре искусств Торонто. Вскоре он стал выступать с сольными концертами по всей стране. На сегодняшний момент является одним из ведущих концертирующих пианистов Канады.
Музыкант выступает со многими ведущими канадскими исполнителями в составе различных камерных ансамблей, является художественным руководителем Музыкального фестиваля камерной музыки в Пендер-Харбор (Британская Колумбия) и Музыкального фестиваля в Клир-Лейк (Манитоба, Канада).С 2003 года А.Целяков является профессором в Университете Брандона (провинция Манитоба).
Среди последних событий творческой жизни пианиста - успешное выступление в Карнеги-холле в Нью-Йорке, концерт в Вигмор-Холле в Лондоне, тепло встреченный критиками, выступления в Культурном центре в Париже (Франция), Чикагском университете, на Международном фестивале пианистов в Стамбуле, в Меркин-холле в Нью-Йорке, на Международном фестивале пианистов в Сан-Хосе (Калифорния), на Международном фестивале камерной музыки в Оттаве, в Художественном музее «Собрание Филлипса» и Культурном центре при посольстве в г. Вашингтон, в Блэкхит-холле в Лондоне, на Музыкальном фестивале в Королевском дворце в Стокгольме (Швеция), в концертном зале Бёзендорфер в Вене (Австрия), в концертном зале Кристофори в Амстердаме и концертном комплексе Де Дулен (Роттердам, Нидерланды).
«Орфеус Дронс» – мой плач по мифическому греческому оракулу и музыканту. Латинский текст, звучащий на протяжении пьесы – эпизод, описывающий смерть Орфея из книги «Метаморфозы» Овидия. После того, как враги Орфея бросили все силы, чтобы убить его, тело Орфея разорвано на куски. Но не всё потеряно. Его душа отправляется в загробный мир, где он наконец сможет воссоединиться со своей супругой Эвридикой. Комбинация живого звука фортепиано, аудиозаписи и электронно созданных звуков позволяет воссоздать музыкальный мир, отражающий одновременно красоту и уродливость. Все музыкальные идеи разрастаются на разных планах. Некоторые из них привязаны к длительным электронным звукам, некоторые текут быстро и создают волнообразные арки, другие представляют собой короткие интенсивные гармонические последовательности».
Патрик Каррабре
«Piano-Soleil» – пьеса из вариационного цикла «Six Thèmes Solaires», который был написан Дени Гужоном для конкурса Tremplin International, организованный Concours de musique du Canada. Эта пьеса составляет основу цикла. Ее тема – зерно, из которого вырастают темы остальных пьес.
«Piano-Soleil» символизирует чистую энергию, излучаемое и распространяющееся тепло. И эта энергия освещает каждую планету под своим углом. Остальные девять пьес – музыка планет, вариации на «музыкальный свет» Солнца.