Концерт памяти Константина Шарова
профессор Латвийской академии музыки,
органистка Домского собора
Лариса Булава
(Латвия)
лауреат международных конкурсов
Ростислав Выграненко
(Беларусь-Польша)
Ансамбль старинной музыки
«Кантабиле»
(Беларусь)
Музыковед – кандидат искусствоведения
Ольга Савицкая
В программе:
I отделение
Имант Земзарис (*1951)
– Пастораль для летней флейты
Сезар Франк (1822-1890)
– Большая симфоническая пьеса, op. 17
Исполняет профессор Латвийской академии музыки,
органистка Домского собора
Лариса Булава
II отделение
– Сюита пьес из Остромечевской табулатуры («Полацкi сшытак», ок. 1644):
Приветственный танец
Бергамаска
«О, дивная краса»
Танец
Балет
Мацей Радзивилл (1749-1800)
– Дивертисмент Ре мажор
Allegro moderato
Adagio
Allegro moderato scherzando
Исполняет Ансамбль старинной музыки «Кантабиле»:
Евгений Виданов флейта
Елизавета Гембицкая скрипка
Станислав Петченко виолончель
Вадим Сидоров клавесин
Шимкевич (Несвиж, XVIII в.)
– Kyrie из Мессы Ля мажор для органа (обработка Ростислав Выграненко)
Дитрих Букстехуде (ок. 1637-1707)
– Прелюдия соль минор, BuxWV 149
Александр Гильман (1837-1911)
– Траурный марш и песнь ангелов, op. 17 № 2
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
– Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Исполняет лауреат международных конкурсов
Ростислав Выграненко
Белорусский органист и клавесинист, обладатель Гран-при Международного фестиваля «Musica Sacra» в Лодзи Константин Константинович Шаров (1954 – 2017) закончил Белорусскую государственную консерваторию по классу фортепиано профессора И.А.Цветаевой и Рижскую государственную консерваторию по классу органа профессоров Н.Ванадзиня и Л.Булавы. Большое влияние на становление исполнительского стиля музыканта оказал французский органист Жан Гийу, у которого он стажировался в Швейцарии. С 1983 года – солист-органист Белорусской государственной филармонии.
В филармонической деятельности К.Шаров постоянно ставил перед собой большие и сложные художественные задачи. Об этом свидетельствуют программы его концертов, которые открывали для белорусских слушателей огромный мир старинного и современного органного искусства и, вместе с тем, всегда имели просветительскую направленность. Многие поколения любителей музыки хранят воспоминания о его монографических циклах: «Все органные сочинения И.С.Баха», «Бах, его современники и последователи», «Антология органного творчества Дитриха Букстехуде», «Портреты композиторов» и др., которые он проводил в Большом зале БГФ, Костеле Святого Роха (бывший камерный зал филармонии, где К.Шаров ежемесячно выступал с 1984 по 2006 год), Концертном зале «Полоцкий Софийский собор».
Яркая творческая индивидуальность К.Шарова, широта и разнообразие концертного репертуара привлекали внимание слушателей в разных городах Беларуси и за ее пределами. Его исполнительской манере были присущи драматизм, экспрессия, театральная яркость музыкальных образов, за которыми прочитывались точность и глубина постижения авторского замысла композитора. Шарову-органисту была подвластна вся палитра выразительных средств «короля музыкальных инструментов» – богатство темброво-регистровых красок, мощные динамические контрасты, виртуозная исполнительская техника и, в то же время – искренняя теплота лирических кантиленных мелодий. Именно поэтому ему были близки как масштабные барочные полотна Д.Букстехуде и И.С.Баха, так и романтическая одухотворенность, страстность, звуковое очарование и изысканность гармонического языка сочинений С.Франка, М.Регера, А.Гильмана, Ш.М.Видора и др.
На протяжении всей своей исполнительской карьеры К. Шаров успешно совмещал сольную концертную деятельность с выступлениями с оркестром и камерным музицированием. Важная часть его творческой биографии – многолетнее сотрудничество с ансамблем старинной музыки «Кантабиле», где в полной мере раскрылось его дарование клавесиниста, ансамблиста и аранжировщика.
Широта музыкальных устремлений К.Шарова проявилась также в обращении к жанру органных транскрипций. Среди его многочисленных переложений особой популярностью пользуются танцы из «Полацкага сшытка», «Ave Maria» Дж.Каччини, «Грёзы» Р.Шумана, фортепианные прелюдии и фуги Д.Шостаковича.
Беззаветным служением органному искусству, многогранной исполнительской и творческой деятельностью, сотнями концертных программ, сыгранных в больших и малых городах Беларуси, К.К.Шаров вписал яркую страницу в историю отечественной музыкальной культуры.
О.П.Савицкая