Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Музыка Финляндии: прошлое и настоящее

Дата: 13.11.2018 начало в 19:00
Категория: Камерная музыка
Йенни ЛЯТТИЛЯ сопрано (Финляндия)
Кирилл КОЗЛОВСКИЙ фортепиано (Беларусь – Финляндия)
В программе:
I отделение
Микко Нисула (*1974)
– Соната для фортепиано «Пророк», op.34
Ян Сибелиус (1865–1957)
– Семь песен на стихи Й.Л.Рунеберга, op.13
II отделение
Олли Мустонен (*1967)
– Соната для фортепиано “Jehkin Iivana”
Тойво Куула (1883–1918)
– Песни на стихи финских поэтов
 

Йенни Ляттиля – известная финская певица (сопрано). Окончила Академию Сибелиуса (Хельсинки, Финляндия) и магистратуру по специальностям «церковная музыка» и «оперное пение» (класс Пекки и Оути Кяхконен). Продолжила своё обучение вокальному искусству под руководством Дороти Ирвинг и Сюзанны Экен. После окончания аспирантуры работает преподавателем по классу вокала в Академии Сибелиуса.

Исполнительница является лауреатом нескольких национальных и международных вокальных конкурсов, проходивших в Финляндии, Дании, Швеции, Соединённых Штатах Америки. В 2009 году Финское общество им. Р.Вагнера наградило её стипендией Фестиваля Байройта. Йенни Ляттиля с успехом выступает на оперной сцене. Её профессиональный дебют состоялся в 2010 году в постановке oперы «Макбет» Дж.Верди. Певица ведёт активное сотрудничество с Финской национальной оперой, на сцене которой она впервые выступила в 2011 году в постановке опер Р. Вагнера.

Йенни Ляттиля владеет большим сольным и камерным репертуаром, выступает с различными оркестрами Финляндии и Европы, а также пианистом Кириллом Козловским в составе вокально-фортепианного дуэта. Важное место в концертных программах исполнительницы занимают сочинения современных финских и скандинавских композиторов, многие из которых были исполнены впервые.

Кирилл Козловский родился в Могилеве. Обучался в Республиканском Лицее при Белорусской Академии Музыки (класс И.Ю.Семеняко). В 1998–2005 гг. повышал своё мастерство в Академии Сибелиуса (Хельсинки, Финляндия) под руководством профессора Матти Раэкаллио, Хамсы Аль-Вади Юрис, Илмо Ранта, Хартмута Хелля, Ральфа Готони и Ээро Хейнонена. В 2004–2008 гг. обучался в Венской музыкальной академии (Австрия) в классе профессора Аведиса Куюмджана.

Принимал участие в мастер-классах таких всемирно известных исполнителей, как Дмитрий Башкиров, Петер Надь, Ивари Илья, Андраш Шифф, Дитрих Фишера-Дискау и др.

В настоящее время работает преподавателем по классу камерной музыки в Академии Сибелиуса.

Кирилл Козловский принимал участие в международных фестивалях в Финляндии, Франции, России, Германии, Швейцарии, Эстонии и Испании. Неоднократно выступал в качестве солиста с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь, филармоническими оркестрами Хельсинки, Лаппеенранта, Тампере и Оулу, Камерным Оркестром Центральной Остроботнии и др.

В 2017 году музыканту была присуждена степень Доктора Музыки за исследование проблемы интертекстуальности в музыке Д.Д.Шостаковича.

"Музыка Финляндии не слишком известна за ее пределами. Тем не менее музыкальная культура этой страны не только интересна, но и на редкость разнообразна. Мы не претендуем на возможность полного временного и стилевого охвата финской музыки, но все же надеемся, что наша концертная программа окажется интересной слушателям в Беларуси.

В начале концерта прозвучит фортепианная соната Микко Нисула. Микко - выпускник Санкт-Петербургской Консерватории, ученик Б. Тищенко. В своих произведениях он сознательно и последовательно опирается на опыт финских композиторов-модернистов 1920-30х годов, а также на не слишком известную скрябинскую традицию в русском модернизме (Рославец, Катуар). Соната "Пророк" была написана в 2015 году и в далекой перспективе опирается на три эпизода из поэмы Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра": "Поэт на площади", "Ночная песнь" и "К светлому полдню".

Творческое наследие Яна Сибелиуса в представлении не нуждается - его музыку исполняют и любят во всем мире. Тем не менее вокальная музыка оказывается несколько в тени симфоний, симфонических поэм и скрипичного концерта. Опус 13 на стихи Йохана Людвига Рунеберга включает в себя семь песен, написанных в 1890-1892 годах. Сборник можно считать своеобразной энциклопедией стиля раннего Сибелиуса: отсылки к народным традициям Карелии ("Сон"), приемы оркестрового письма напрямую перенесенные в фортепианную партию ("Под елями на берегу"), следы увлечения Вагнером ("К Фригге") и многое другое. Выбор текстов знаменателен - Рунеберг уже в конце 19 века был признанным классиком финской литературы.

Второе отделение концерта начинается фортепианной сонатой Олли Мустонена, построенной целиком на традициях карельской народной музыки. Соната пятичастна, и тоже имеет скрытую программу, связанную с финским национальным эпосом - Калевалой.

Заключительный блок концерта - семь песен Тойво Куула, со дня смерти которого в этом году исполняется 100 лет. Куула - один из самых любимых композиторов в Финляндии, а его преждевременная смерть (он погиб в результате ссоры с военными в последние дни гражданской войны) - настоящая трагедия для финской музыки. Тем не менее его музыка, в первую очередь вокальная, оказала огромное влияние на последующие поколения финских композиторов. В отличие от Сибелиуса, писавшего преимущественно на шведоязычные тексты, Куула был истинным фенноманом и почти все его песни - финноязычные. Ранние песни, такие как "Долго глядел я на пламя" и "Эпилог" - написаны в традициях национал-романтизма. В 1910-х годах Куула открыл для себя французский импрессионизм, и успешно соединил его черты со своим музыкальным языком ("Лесная дева", "Пастухи")".

Кирилл Козловский

 
Музыка Финляндии: прошлое и настоящее