Вечер старинного русского романса
«Я помню вальса звук прелестный...»
Исполнитель – лауреат международных конкурсов
Нелли Дущинская сопрано
Концертмейстер, автор аранжировок –
дипломант международных конкурсов
Татьяна Вишнякова
Автор литературной композиции, ведущий –
магистр искусствоведения
Дмитрий Ермолович-Дащинский
А.Грибоедов - «Вальс»
Исп. Татьяна Вишнякова
А.Белый - «Воспоминанье»
Читает Дмитрий Ермолович-Дащинский
Н.Иванов «Посвящение»
Читает Дмитрий Ермолович-Дащинский
Н.Листов - «Я помню вальса звук прелестный»
В.Абаза, сл. И.Тургенева, обр. Д.Ашкенази - «В дороге» («Утро туманное, утро седое...»)
П.Булахов, сл. В.Чуевского - «Гори, гори, моя звезда...»
П.Булахов, сл. неизвестного автора - «И нет в мире очей...»
Исп. Нелли Дущинская
Н.Гумилев - «Перчатка»
А.Ахматова - «Дверь полуоткрыта...»
Читает Дмитрий Ермолович-Дащинский
Н.Харито, сл. В.Шумского - «Отцвели хризантемы»
В.Бакалейников, сл. А.Кучсикова - «Бубенцы»
Г.Свиридов - Романс к музыкальным иллюстрациям А.С.Пушкина «Метель» (обр. Д.Ашкенази)
А.Пахмутова, сл. И.Гофф - «И меня пожалей...»
Три современных романса на сл. А.Алпеева:
И.Капланов - «Вы мною не жили...»
В.Будник - «Любви удивительный мир»
В.Будник - «Неземная любовь»
Исп. Нелли Дущинская
З.Гиппиус - «Любовь – одна»
Читает Дмитрий Ермолович-Дащинский
А.Гуэрчиа, сл. Е.Дельпрейте, рус. текст М.Медведева - «Нет, не любил он...»
Н.Зубов, сл. И.Железко, обр. Д.Ашкенази - «Взгляд твоих черных очей...»
В.Семенов, сл. К.Остапенко - «Гони, ямщик...»
Исп. Нелли Дущинская
В.Брюсов - «Я люблю большие дома...»
Читает Дмитрий Ермолович-Дащинский
М.Шишкин, сл. С.Рыскина - «Живет моя отрада...»
Цыганский романс в обр. Л.Ржецкой, сл. Е.Гребенки - «Очи черные»
Б.Фомин, сл. К.Подревской - «Дорогой длинною...»
Исп. Нелли Дущинская
М.Цветаева - «Легкомыслие! – Милый грех...»
Читает Дмитрий Ермолович-Дащинский
А.Петров, сл. Б.Ахмадулиной - «А напоследок я скажу»
Исп. Нелли Дущинская
Корни романса как вокального жанра уходят в музыкальной быт Испании XIII – XIV вв. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы. Отсюда произошло название произведений такого плана – «романс». В музыкальной жизни России романс получил широкое распространение в XIX в. Первым русским романсом считается сочинение Н.Титова на стихи М.Офросимова «Уединенная сосна» (1820).
Стихи о любви, о неразделенном чувстве, о героях старинных преданий, сопровождаемые выразительными, проникновенными мелодиями, сразу и навсегда покорили сердца публики. Знаменитые русские композиторы – М.Глинка, П.Чайковский, А.Даргомыжский, Н.Римский-Корсаков, А.Алябьев – создали классические романсы на стихи В.Жуковского, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, А.Толстого и других поэтов. Наряду с классическим, развивался бытовой (городской) романс, адресованный певцам-любителям и весьма близкий народной песне. Музыку в этом жанре сочиняли П.Булахов, А.Гурилев, А.Варламов, А.Дюбюк и другие авторы. Тексты бытового романса писали как признанные поэты, так и случайные авторы, и имена некоторых из них вовсе не сохранились. Существует масса вариантов и разночтений в текстах даже самых популярных городских романсов, ведь порой они записывались непосредственно с голоса известных артистов. Русские романсы с удовольствием пели и цыганские исполнители – отсюда возник жанр так называемого цыганского романса, также снискавший в России большую популярность.
Свой вклад в развитие русского романса внесли композиторы и поэты Серебряного века и советской эпохи. Жанр этот живет и развивается до сих пор в творчестве российских и белорусских композиторов, а исполнители романсовой классики неизменно собирают полные залы внимательных, благодарных слушателей.