Білетная каса:

+375 17 396-16-17

Замаўленне квіткоў

Арган

Органное исполнительство Беларуси славится своими давними и самобытными традициями. Новую страницу в его богатой многовековой истории обозначило открытие в 1963 году органа Белорусской государственной филармонии, который занял почётное место на отечественной филармонической эстраде и значительно расширил горизонты академического концертного репертуара.

Строительству главного органа Беларуси предшествовало создание в 1957 году постоянной комиссии по органостроению при Министерстве культуры СССР под председательством Л.И.Ройзмана – выдающегося советского органиста, профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Основная задача данной комиссии состояла в плановой установке органов в городах союзных республик в целях популяризации органного искусства в концертной и учебной практике. Первым органом, построенным в рамках министерской программы (всего около 90 до 1990-х гг.), стал орган Концертного зала им. П.И.Чайковского в Москве (1959). В некоторых случаях для установки в концертных залах планировалось использовать старые инструменты, которые подвергались серьёзной реконструкции с целью соответствия новым «концертным» условиям бытования. Так, место филармонического органа в Минске первоначально должен был занять орган из гродненского Фарного костёла. Однако, благодаря личному авторитету Станислава Матвеевича Чернявского, впоследствии ставшего верным хранителем органа Белорусской государственной филармонии, этого не произошло. Приглашённый к оценке гродненского органа опытный мастер, много лет трудившийся на органной фабрике при Литовском театральном товариществе (Вильнюс) и прошедший зарубежную стажировку в Чехословакии, указал на несоответствие костёльного инструмента акустическим требованиям Большого зала филармонии и недопустимость его использования в концертной деятельности. Станиславу Матвеевичу как уникальному специалисту также выпала почётная миссия в выборе органа, который вскоре занял своё постоянное место в новом здании филармонии, открывшей свои двери для публики в апреле 1963 года.

Для строительства органа Белорусской государственной филармонии, как и его московского «предшественника», была выбрана крупнейшая в Европе фирма “Rieger-Kloss”. Это предприятие, основанное в 1873 году в небольшом чешском городе Крнов, до настоящего времени выпускает по одному большому инструменту в год и является признанным авторитетом в области органостроения. Минский «гигант», с монументальностью которого могли соперничать только инструменты в Москве и Риге, был доставлен с чешской фабрики в шести железнодорожных вагонах. Стоимость органа, составившая 150–170 тысяч советских рублей (около 1,5 миллиона долларов в эквиваленте), так и его размеры поражали своей масштабностью. Внутренняя часть органа состоит из 3 этажей (12 метров высоты, 15 – ширины, 4 – глубины), а общий вес равен более 17 тоннам. Когда орган издал свои первые звуки, с потолка посыпалась штукатурка. Помещение оказалось неприспособленным к такой мощи звучания инструмента. Пришлось срочно производить дополнительные работы. За эффектным фасадом, созданным ансамблем серебристых и золотистых, вертикальных и горизонтальных труб, скрывается большой, до самых мелких деталей выверенный механизм. В техническом отношении минский «могучий великан» (по определению Л.И.Ройзмана) отвечал передовым требованиям органостроения своего времени: 6366 звучащих труб всевозможных конструкций и размеров, из которых самая маленькая – размером с карандаш, а большая – 8 метров в длину; 73 регистра; 4 свободные комбинации регистров; электрическая трактура; выносной пульт управления с 4 мануалами и педалью. 10 специальных мехов для нагнетания воздуха (в 3 метра длиной и 2 шириной), усиленные весом 250 кирпичей, расположены внизу, под сценой. Там же в подвале размещены две динамо-машины.

Автором проекта, экспертом по монтажу и настройке филармонического органа, длившихся целых четыре месяца, стал выдающийся солист-органист, известный специалист в сфере органостроительства, профессор Пражской музыкальной академии Иржи Рейнбергер. Чешскому музыканту также выпала честь впервые представить минской публике новый орган. 3 мая 1963 года при его участии в Белорусской государственной филармонии состоялся первый концерт, открывший масштабный цикл из пяти вечеров органной музыки. В I отделении звучали сочинения немецких мастеров органной музыки – Пассакалия до минор И.С.Баха, «Хоральные прелюдии» И.Брамса и «Фантазия и фуга на тему “BACH”» М.Регера. Во II отделении И.Рейнбергер исполнил сочинения французских композиторов С.Франка и А.Онеггера, чешских композиторов Б.А.Видермана и Л.Яначека. По просьбе слушателей артист играл много сочинений свыше программы. В том числе Токкату и фугу ре минор И.С.Баха. Ассистентом Рейнбергера на этом концерте выступила его ученица Дагмара Ледлова. А уже на следующий день состоялся её сольный концерт, в сложной программе которого прозвучали сочинения Г.Пёрселла, Д.Букстехуде, И.С.Баха, М.Дюпре и др. Молодая органистка продемонстрировала виртуозную игру, в том числе и на ножной клавиатуре. 5 мая 1963 года состоялся концерт немецкого органиста, профессора Роберта Кёблера. I отделение целиком было посвящено творчеству И.С.Баха (прозвучали его «Пастораль», Три хоральные прелюдии, Прелюдии и фуги). А вот II отделение проходило в необычном формате. Р.Кёблер импровизировал на предложенные ему музыкальные темы, среди которых исполнитель выбрал белорусские народные мелодии “Перапёлачка”, “Лявоніха”, “Мікіта”, “А ў полі ніўка”, а также две популярные советские песни «Пусть всегда будет солнце» А.И.Островского и «Подмосковные вечера» В.П.Соловьёва-Седого. Ещё две концертные программы в цикле вечеров были представлены совместно в исполнении Иржи Рейнбергера и Дагмары Ледловой.

Первым солистом-органистом Белорусской государственной филармонии стал Олег Григорьевич Янченко (1939–2002) – народный артист России, основатель Государственного камерного оркестра Республики Беларусь, композитор. Блестяще одарённый молодой музыкант, выпускник Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского по трём специальностям: «орган» (класс профессора Л.И.Ройзмана), «фортепиано» (класс профессора Г.Г.Нейгауза) и «композиция» (класс профессора Ю.А.Шапорина) открыл для белорусских слушателей огромный, ранее практически им не известный, мир европейского органного искусства. Начиная с 1963 года, регулярные концерты, в программах которых сочетались полотна старых мастеров и новейшие по тем временам опусы О.Мессиана, Д.Мийо, Ф.Пуленка, А.Онеггера, П.Хиндемита, являлись одной из музыкальных достопримечательностей столицы. Более 10 лет легендарный музыкант проработал в Беларуси, оставив в наследство богатые традиции органного исполнительского искусства. Его сольные органные концерты, мастер-классы, премьеры новых сочинений на долгие годы стали одними из самых ярких событий музыкальной жизни нашей страны.

Творческую эстафету в развитии традиций концертного органного исполнительства перенял Александр Владимирович Фисейский (*1950). Выпускник Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского по классу органа (класс профессора Л.И.Ройзмана) и фортепиано (класс профессора В.В.Горностаевой), он являлся солистом-органистом Белорусской государственной филармонии в 1975–1983 гг. Репертуар А.В.Фисейского был очень богат и разнообразен: включал сочинения выдающихся старых мастеров и современных композиторов. Совместно с О.Г.Янченко в концертном сезоне 1980–1981 гг. на суд широкой аудитории был вынесен подготовленный музыкантами двухгодичный баховский цикл из 15 концертов. А в сезонах 1985–1987 гг. был объявлен новый трехгодичный цикл из 18 концертов под названием «Антология органной музыки». В качестве основного исполнителя выступал А.В.Фисейский. С 1984 года А.В.Фисейский – солист Московской государственной академической филармонии. Ныне он заслуженный артист России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, организатор Международного форума «Орган в XXI столетии». Но его связь с белорусским органом не прерывается. Он постоянно выступает на сцене Белорусской государственной филармонии с новыми концертными программами.

Тридцатичетырёхлетний творческий тандем связывает орган Белорусской государственной филармонии с прославленным белорусским органистом и клавесинистом Константином Константиновичем Шаровым (1954–2017) – выпускником Белорусской государственной консерватории (класс фортепиано профессора И.А.Цветаевой) и Латвийской государственной консерватории (класс органа профессора Н.К.Ванадзиня и Л.Булавы), обладателем Гран-при Международного фестиваля “Musica Sacra” (Лодзь, Польша). Благодаря К.Шарову минская публика познакомилась с органной музыкой самых разных эпох, стилей и национальных школ, в том числе с малоизвестными сочинениями, а также многочисленными авторскими транскрипциями. Следуя высокой просветительской миссии, музыкант насытил филармоническую афишу монографическими циклами концертов, в которых была представлена широкая панорама европейской музыки для органа – от Д.Букстехуде, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя до Л.-Н.Клерамбо, Ж.-А.Гилена, Л.Маршана, С.Франка, Ш.-М.Видора, К.Сен-Санса, Л.Вьерна и др. На протяжении своей исполнительской деятельности К.К.Шаров привлекал филармонический орган в концертные проекты с участием отечественных и зарубежных камерных артистов, а также ведущих оркестровых и хоровых коллективов Беларуси.

«Новейшая» история самого большого органа Беларуси ведёт свой отсчёт от капитальной реконструкции Белорусской государственной филармонии, состоявшейся в 2004 году. Основательному ремонту подвергся и «король музыкальных инструментов», для которого губительные последствия принесли нарушение влажностного режима, перепады температуры, пыль и вибрации, обусловленные масштабными строительными работами. С.М.Чернявский и его сын Геннадий Чернявский буквально подарили филармоническому органу вторую жизнь, осуществив в 2005 году сложнейшую реставрацию. Мастера вычистили вручную каждую из тысяч труб, а затем отрегулировали давление воздуха и настроили инструмент. Это была очень кропотливая и тонкая работа (хотя до этого считалось, что решение такой задачи под силу только чешским специалистам) – к примеру, при настройке некоторых регистров использовались даже гусиные перышки. Впервые орган после ремонта зазвучал 1 октября 2005 года: в посвящённом открытию нового сезона концерте, основу программы которого составила «Патетическая оратория» Г.В.Свиридова. Полномасштабная инаугурация инструмента после ремонтных работ состоялась 19 октября 2005 года. Честь первого исполнения на отреставрированном инструменте была представлена ведущим органистам страны – Ксении Погорелой, Игорю Оловникову, Константину Шарову, Владимиру Невдаху.

Важным событием в истории органа Белорусской государственной филармонии стало осуществление в 2006 году международного концертного проекта «Шедевры мирового органного искусства», идейной вдохновительницей и бессменной ведущей которого является Ольга Парфёновна Савицкая – музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Белорусской государственной академии музыки. В рамках этого успешного проекта минская публика познакомилась с искусством выдающихся исполнителей-органистов Беларуси (К.Шаров, И.Оловников, К.Погорелая, Р.Выграненко), России (А.Фисейский, Л.Голуб, Д.Зарецкий, М.Мищенко, Е.Колесов, О.Кемова), Польши (М.Стефаньски, Р.Перуцкий, М.Маркушевски), Германии (И.Гефферт, Д.Шольмайер, Ю.Эссль), Франции (Ф.Питруа, В.Дюбуа), Латвии (Е.Лисицына), Литвы (И.Будрите-Куммер), Италии (Э.М.Фаджиани, М.Корацца, К.Тунези, М.Чиферри), Испании (Д.Сальвадор), США (Р.Эбрехт), Англии (Й.Куинн), Японии (Х.Иноуэ) и других стран. Высочайший исполнительский уровень музыкантов, привлекаемых к участию в программах концертов данного проекта, просветительская направленность, разнообразие и жанрово-стилевая широта репертуара вызвали широкий резонанс в концертной жизни Беларуси и обеспечили популярность вечеров органной музыки в филармонии среди отечественных ценителей академического музыкального искусства.

Орган Белорусской государственной филармонии претерпел существенные изменения в 2013 году. При содействии немецких специалистов и под чутким руководством его нового хранителя – Геннадия Станиславовича Чернявского, без присмотра которого и сейчас не обходится ни одна органная репетиция или концерт в филармонии, была проведено интонирование регистров и частичная реставрация органных труб. Серьёзные изменения затронули органный пульт, который был заменён современным аналогом. Это позволило отказаться от сложной системы из более чем четырёх сотен проводов, которая ранее соединяла выносной пульт с инструментом. Орган также оснастили электронной системой и дополнительным оборудованием midi-recorder MSD-2, с помощью которого стало возможным осуществление записи и воспроизведения игры органиста. Благодаря новым технологиям исполнителям также стало намного проще работать с регистрами: выключать их можно нажатием одной кнопки вместо нескольких, как раньше.

Сегодня главный орган Беларуси живёт насыщенной концертной жизнью. Его отличную «форму», на протяжении многих лет поддерживаемую Г.С.Чернявским, отмечают все органисты, выступающие в Большом зале Белорусской государственной филармонии. Солидная репутация филармонического органа как исключительно разностороннего сольного инструмента, которому подвластны сложнейшие концертные программы из сочинений различных стилей и эпох, находит подтверждение не только в регулярных выступлениях именитых органистов из различных уголков мира, но и в появлении молодых отечественных исполнителей (О.Подгайская, К.Медведева, Е.Николаева и др.) и формировании национального концертного органного репертуара.