Посвящена графу Морицу фон Фрису
Ко времени публикации сонаты (октябрь 1801 г.) Бетховен уже был автором Первой симфонии, ряда фортепианных сонат (в том числе «Патетической»), двух фортепианных концертов и ряда других произведений. Слава композитора росла, и помимо венских музыкальных издательств к нему обратилось знаменитое лейпцигское издательство «Брейткопф и Гертель» с предложениями опубликовать его сочинения.
I часть Presto написана в форме сонатного Allegro. Эта музыкальная форма очень богата драматургическими возможностями – столкновением и взаимопревращениями двух ее основных тем: главной и побочной. В середине I ч. Бетховен вводит новую музыкальную тему, что придает неожиданный поворот драматургии (этим композиционным приемом Бетховен некоторое время спустя воспользуется в I ч. Пятой симфонии.) Ретроспективно мы понимаем, что новая тема не случайна – этот музыкальный материал возвращается в коде I части.
II часть Andante scherzoso, piu allegretto. Поначалу это излюбленный Бетховеном тип скерцо. Значительный контраст привносит вторая тема – изложенная одноголосно у фортепиано, она затем разрабатывается как фуга.
Финал сонаты Allegro molto – стремительное рондо, в котором основная тема чередуется с многочисленными контрастными эпизодами.
В отличие от первых трех сонат для скрипки и фортепиано, принятых критикой сдержанно, эта соната получила сразу высокую оценку. Рецензия на сонаты ор. 23 и 24 в Немецкой музыкальной газете от 26 мая 1802 г.: «Нам доставляет немало радости, когда, просматривая множество вновь изданных фортепианных сочинений и среди большинства их все снова и снова обнаруживая произведения, в лучшем случае иногда немного приправленные новой мимолетной идеей, мы наконец нападаем на что-то новаторское, как эти две сонаты Бетховена».
Ticket office:
Booking tickets