Десятников Леонид Аркадьевич — известный композитор, Заслуженный деятель искусств РФ (2005), член Союза кинематографистов — родился 16 октября 1955 года в г. Харькове (Украина). После окончания школы при Харьковском институте искусств поступил на композиторский факультет Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (1973 г.). На его курсе класс композиции вел профессор Борис Арапов, а класс инструментовки — профессор Борис Тищенко.
В качестве экзаменационной работы к сессии 4 курса написал первую оперу «Бедная Лиза» на собственное либретто по Карамзину. В 1980 году оперу (конечно в более поздней редакции) поставил режиссер Юрий Борисов в московском Камерном музыкальном театре Бориса Покровского. В 1978 году Десятников окончил консерваторию, а в 1979 году был принят в Союз композиторов.
В 1990 году Десятников познакомился с режиссером Александром Зельдовичем и написал музыку к его фильму «Закат» по Исааку Бабелю. Саундтрек вышел на редкость удачным и цельным: композитору удалось скрестить местечковые еврейские наигрыши с трагической мощью псалмов Давида. Потом были другие кино-работы — «Затерянный в Сибири» (1991), «Подмосковные вечера» (1994), «Серп и молот» (1994), «Мания Жизели» (1995), «Тот, кто нежнее» (1996), «Москва» (2000), «Дневник его жены» (2000), получивший премию «Ника» как «лучший игровой фильм года», «Олигарх» (2002), «Космос как предчувствие» (2005) и другие.
С 1996 года интенсивно сотрудничает с Гидоном Кремером как композитор («Wie der Alte Leiermann... »; камерная версия «Эскизов к "Закату"») и аранжировщик произведений Астора Пьяццолы, среди которых номинированная на «ГРЭММИ» танго-оперита «Мария де Буэнос-Айрес».
Десятников — один из самых исполняемых современных российских композиторов. Его музыка часто звучит на крупных музыкальных фестивалях: Локенхауз (Австрия, 1996, 1998), Гштаад (Швейцария, 1997), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (1997). Симфоническое произведение «Эскизы к "Закату"» исполнено крупными немецкими оркестрами: Deutsches Simphonie Orchester Berlin и Симфоническим оркестром Гевандхауза (Лейпциг).
Творчество Леонида Десятникова насчитывает множество произведений, среди которых оперы «Никто не хочет петь или браво-брависсимо, пионер Анисимов», «Витамин роста», поставленные в Детском музыкальном театре «Зазеркалье», «Дети Розенталя» — в Большом театре; вокальные циклы — «Любовь и жизнь поэта» на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса, «Пять стихотворений Тютчева»; кантаты «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» и «Дар» на стихи Гаврила Державина; «Свинцовое эхо» на стихи Джерарда Манли Хопкинса для голоса и инструментов, камерно-инструментальные сочинения и произведения для хора.
Премьера оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина состоялась 23 марта 2005 на Новой сцене Большого театра. Дирижер — Александр Ведерников. Режиссер-постановщик — Эймунтас Някрошюс.
В течение ряда лет Десятников активно сотрудничал с Александринским театром. В 2002 году он создал музыкальное оформление спектакля «Ревизор» Николая Гоголя (режиссер Валерий Фокин); в 2006 году написал музыку для Торжественного вечера, посвященного 250-летию русского театра и открытию здания Александринского театра после реставрации (30 августа 2006 года, режиссер Андрей Могучий), а также создал музыкальное оформление к спектаклям «Живой труп» Льва Толстого (режиссер Валерий Фокин, 2006), «Женитьба» Николая Гоголя (режиссер Валерий Фокин, 2008).
В сентябре 2009 года Леонид Десятников стал музыкальным руководителем Большого театра.
(по материалам сайта: http://www.compozitor.spb.ru/our_autors/index.php?ELEMENT_ID=19613)