Вячеслав Кузнецов. "Откровение Иоанна Богослова. Главы Священного писания" (1989)
«Откровение Иоанна Богослова» относится к сочинениям В.Кузнецова, имеющим рубежное значение в его творчестве. Обращение к эсхатологическим идеям является приметным для "нового", авангардного искусства ХХ века, отражает его имманентную особенность. Ещё большую актуальность оно приобретает в контексте искусства конца тысячелетия, предчувствующего и предвкушающего грядущую смену эпох, ожидающего коренного перелома внутри себя.
На создание произведения по "Откровению Иоанна Богослова" композитора вдохновила лекция А.Тарковского "Слово об Апокалипсисе", в которой режиссёр рассуждает об Апокалипсисе как об образе. Эта идея оказалась чрезвычайно близка В.Кузнецову, и в основу концепции музыкального произведения был положен образ Апокалипсиса, Откровения Иоанна Богослова.
Основной характерной особенностью в подходе композитора к избранному образу является максимальная объективизация, избегание личностной реакции. Этому способствует и отсутствие в "Откровении Иоанна Богослова" В.Кузнецова описания трагедии, катастрофы и возникающих вследствие ощущений страха, ужаса, скорби и т.д. Фундаментальная категория в концепции произведения - ожидание, которое выступает и как доминирующее эмоциональное состояние, причём ожидание это не имеет определённой негативной окраски. По мысли А.Тарковского, "... неверно было бы думать, что Апокалипсис несёт в себе только концепцию наказания. Может быть, главное, что он несёт, - это надежда". Сочинение В.Кузнецова, на наш взгляд, отвечает именно таким представлениям об "Откровении", и эмоциональный колорит в данном случае непосредственно влияет на характер образа произведения.
Ещё один важнейший компонент концепции музыкального произведения, заложенный в первоисточнике - новое ощущение пространства-времени. В десятой главе "Откровения Иоанна Богослова" сказано:
И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу
И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём, что времени уже не будет...
Пространство и время теряют свои реальные очертания, переходя в качественно иное состояние, - это новое пространство и новое время Откровения. Трансформация времени тонко передана композитором в музыкальном произведении. Концепция времени в "Откровении Иоанна Богослова" В.Кузнецова строится следующим образом: отсутствие времени (застывшее время) - выход в сферу иного времени с последующим возвращением.
В соответствии с этим вся концепция произведения оформляется как выдвижение, возникновение образа Откровения из вневременной космической сферы и обратное в неё погружение. Сам же образ представлен рядом сменяющихся эпизодов, фрагментов различного пространства-времени, неспешным чередованием глав Писания.
Представление о концепции будет неполным, если не упомянуть о значении символики в произведении. Текст "Откровения Иоанна Богослова" насыщен числами, что естественно повлекло появление числовой символики и в музыкальном произведении. Особенно подчёркивается композитором число 7 - об этом свидетельствуют выбранные им фрагменты текста и соответствующие разнообразнейшие воплощения этого числа в произведении (7 оркестровых пластов во вступлении, 7 завершающих ударов колокола и многие другие).
"Главы Священного Писания" - композиторское определение жанра "Откровения", в котором подчёркивается характер композиционного строения: на первый план выходит принцип смены различных разделов, глав. Определение жанра как "главы" несёт ещё одну важную смысловую нагрузку, объясняющую подход к литературному тексту "Откровения" - название не обязывает к полному отражению текста, а, напротив, акцентирует внимание на его отдельных фрагментах. Оно же раскрывает и такой концептуальный аспект жанра как его светская направленность, которую отмечает сам композитор, называя своё произведение "взглядом светского человека на "Откровение Иоанна Богослова".
Светская направленность обусловливает свободу в подходе к каноническому тексту. В процессе создания "Откровения" В.Кузнецовым был проведён тщательный отбор фрагментов текста, вошедших в музыкальное произведение. В результате этой работы выявляется бережное отношение и пристальное внимание композитора к слову как относительно самостоятельному носителю смысла: из различных разделов Священного Писания выбираются отдельные фразы и слова, которые затем объединяются в новое художественное целое. Таким образом, из слов и фраз создаётся автономная литературная композиция, подобно тому, как из звуков и интонаций складывается композиция музыкальная.
Отличительной чертой материала, на котором основывается литературная композиция, является обращение к различным литературным источникам: В.Кузнецов, наряду с текстом "Откровения Иоанна Богослова", использует фрагменты избранных псалмов. Следует отметить, что и в самом "Откровении" композитор опирается на первые 8 глав и на те их части, где на первый план выступает не само насыщенное событиями действо, а его начало, преисполненное ожиданием.
В.Кузнецов. "Откровение Иоанна Богослова".
Соответствующие главы и стихи Нового Завета.
Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
Откровение, 1:19
Благословите Господа, ибо свят Господь Бог наш.
Аллилуйя.
Псалом 98:9
"
Откровение Исуса Христа, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам своим, чему надлежит быть вскоре.
Откровение, 1:1
"
"
Славьте Господа, призывайте Его,
пойте Ему.
Дело Его ¾ слава и красота навек.
Псалом 104:1
Псалом 104:2
Псалом 110:3
Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть, Иоанн, брат наш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Исуса Христа,
и напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
Откровение, 2:10
Откровение, 1:9
"
Откровение, 1:19
"
И вот, дверь отверста на небе,и голос сказал: взойди сюда; и покажу тебе, чеиу надлежит быть после сего
Откровение, 4:1
"
"
И вот, престол стоял на небе,и на престоле был Сидящий.
Откровение, 4:2
И видел я в деснице у Сидящего на престоле Книгу, запечатлённую семью печатями.
Откровение, 5:1
"
Кто достоин раскрыть сию Книгу и снять печати её?
Откровение, 5:2
"
И вот, посреди престола стоял Агнец, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
Откровение, 5:6
"
"
И он пришёл и взял Книгу из десницы Сидящего на престоле.
Откровение, 5:7
"
И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землёю и на море говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и Слава во веки веков.
Откровение, 5:13
"
"
"
Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём. Ибо время близко.
Откровение, 1:3
"
"
И когда он снял первую печать
… и солнце стало мрачно как власяница…
Откровение, 6:12
И когда он снял вторую печать…
… и луна сделалась как кровь…
Откровение, 6:3
Откровение, 6:12
И когда он снял третью печать…
… и звёзды небесные пали на землю…
Откровение, 6:5
Откровение, 6:13
И когда он снял четвёртую печать…
… и небо скрылось, свившись как свиток…
Откровение, 6:7
Откровение, 6:14
И когда он снял пятую печать…
… и пришёл великий день гнева Его…
Откровение, 6:9
Откровение, 6:17
И когда он снял шестую печать…
Доколе Владыка Святый и истинный не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
Откровение, 6:12
Откровение, 6:10
"
И когда он снял седьмую печать сделалось безмолвие на небе…
Откровение, 8:1
"
Услышь, Боже, голос мой в молитве. Сохрани, Боже, жизнь мою от страха.
Псалом 63:2
"
И убоятся все человеки.
И возвестят Божее дело.
Псалом 63:2
Псалом 63:2
И Семь Ангелов, которые стояли пред Богом, имеющие семь труб, приготовились трубить.
Откровение, 8:6
"
Горе, горе живущим на земле!
Откровение, 8:13
Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.
Псалом 118:1
"
Блаженны хранящие откровение Его, всем сердцем ищущие Его.
Аллилуйя.
Псалом 118:2
"
В.Кузнецов. «Откровение Иоанна Богослова». Соотношение литературного текста и первоисточниов
1
2
3
4
5
6
7
”Благо-словите Господа”
”И вот, дверь отверста на небе…”
”Блажен читающий…”
”И когда он снял первую печать…”
”Услышь, Боже…”
”И Семь Анге-лов…”
”Блаженны непорочные …”
Псалом
”Откров.”
Псалом
”Откровение”
”Откров.”
”Откров.”
”Откров.”
Псалом
”Откров.”
Псалом
вступление
повествование
отступление
повествование
отступление
повествование
заключение
смысловой рефрен
развитие сюжета
смысловой рефрен
развитие сюжета
смысловой рефрен
развитие сюжета
смысловой рефрен
В.Кузнецов. «Откровение Иоанна Богослова». Строение литературной композиции
Литературная композиция произведения чётко структурирована, основополагающим принципом здесь является чередование различных в функциональном плане разделов. Одна функциональная линия связана с развитием предельно обобщённой сюжетной канвы "Откровения Иоанна Богослова". Вторую представляют философские обобщения, разделы, которые основаны на фразах "Откровения" и некоторых псалмов, имеющих характер обращения к Богу, молитвы, заповеди. Эти участки текста выполняют функцию своеобразного смыслового рефрена, появляющегося как вступление, заключение и отступление от основного повествования. Таким образом, в поэтической организации произведения, при отсутствии реальных литературных реприз, вырисовываются контуры музыкальной формы рондо. Благодаря постоянному возвращению к сфере философского осмысления этот принцип формообразования точно отвечает эпическому типу драматургии и жанру "глав".
Музыкальная композиция "Откровения Иоанна Богослова" строится и развёртывается автономно. Она более масштабна, нежели литературная, и её структура соответствует указанной выше структуре концепции произведения. Собственно образ "Откровения" воплощён в центральной части произведения музыкально-литературными средствами (здесь крайние границы литературной композиции совпадают с границами основной части музыкальной). Однако, музыкальная композиция включает ещё развёрнутое оркестровое вступление и коду, имеющие первостепенное значение для концепции, отражающие вневременную сферу. Поскольку вступление обладает самостоятельным характером в смысловом и непосредственно музыкальном отношении, оно наделяется значением не отдельной части, а целостной композиции. В результате, всё произведение представляется как макрокомпозиция, объединяющая в себе две равноправные композиционные системы, различные по музыкальному материалу и структуре.
Первая композиция (оркестровое вступление) призвана воплотить в звуках сферу концепции, связанную с изначальной временной материей. На первый план здесь выступает образ остановившегося времени, своего рода, застывшего звучащего пространства, который обусловливает характер строения звуковой ткани. Первостепенное значение приобретает фонический уровень, что определяет ведущую роль сонорики как метода формирования звучащей материи. Все используемые композитором средства направлены на сочинение совершенно особенного звучания, важнейшими качествами которого являются регистровая всеохватность, глубина и, одновременно, прозрачность ткани. Медленное внутреннее движение, происходящее в этой материи, обеспечивает постепенную смену фонических оттенков, тонкое колорирование, подобное разноцветным отсветам, насыщающим пространство. Предельно тихая динамика также является важным штрихом в создании образа самозвучащего космоса.
Образу соответствует тотальная организация материала по параметрам фактуры, тембра, звуковысотности . Вкратце отметим, что в основе метода построения композиции лежит многопластовое фактурное расслоение ткани по тембровому признаку. Звуковая материя состоит из 7 пластов, которым соответствуют следующие оркестровые группы:
1.
Piccolo, 2 Flauti, 2 Oboi, Corno inglese, 2 Clarinetti
7.
2.
Viole, Violoncelli, Contrabassi
6.
3.
Violini primi, Violini secondi
5.
4.
3 Tromboni, Tuba
4.
5.
4 Corni
3.
6.
3 Trombe
2.
7.
Clarinetto basso, 2 Fagotti, Contrafagotto
1.
В.Кузнецов. «Откровение Иоанна Богослова». Пласты оркестровой ткани
Особое значение в композиции приобретает тембр Campane. Мерные удары колокола пронизывают звучащую ткань на всём её протяжении, как бы находясь в другом временном измерении. Линия колокола развёртывается совершенно самостоятельно, параллельно линиям вышеперечисленных семи пластов, не совпадая с ними. Этот инструмент представляет ещё один фактурный пласт, однако из другой сферы организации, которая, в широком смысле, двух-мерна: одной мерой является колокол, другой - оркестровое Tutti. Это меры не только темброво-фактурного, синтаксического, но и временного, семантического порядка. В таком свете взаимное действование двух пластов отражает бытие двух времён произведения: времени реального, земного (колокол) и времени иного, застывшего, времени Откровения.
Важную роль в "Откровении Иоанна Богослова" играет организация ткани первой композиции на интонационном уровне. Каждый из семи оркестровых пластов состоит из нескольких параллельно движущихся линий. Интонационное строение мелодических линий аналогично - в них используются, в основном, поступенные секундовые ходы в узкообъёмном пространстве. Помимо горизонтальной звуковысотной организации, в композиции присутствует и вертикальная: каждый пласт имеет опору на определённую тональность. В результате создаётся следующее политональное соотношение пластов:
- g-moll
- es-moll
- b-moll
- a-moll
- f-moll
- d-moll
- c-moll
Именно такой круг тональностей будет иметь важнейшее значение для дальнейшего тонального плана "Откровения".
Вторая композиция "Откровения Иоанна Богослова" - непосредственно "главы" - по большинству внешних критериев контрастирует первой. Главный контраст между композициями, ярко проявляющий себя в принципах формообразования, заключается в контрасте единства и множества. Тембровому единству отвечает разнообразие, а цельности и слитности первой композиции отвечает составной характер второй.
Так, вторая композиция выглядит как цепь различных эпизодов, соединённых по принципу сопоставления или переключения. В наиболее масштабном плане эти эпизоды могут быть сгруппированы в трёхчастную форму с кодой. Последняя часть формы и кода содержат элементы репризности. Каждая часть содержит несколько контрастных разделов, причём их количественное соотношение (7 в первой части, 5 во второй, 3 в третьей) соответствует фрагменту ряда натуральных (эратосфеновых) чисел.
В первой части формы (на схеме - раздел А) развиваются две контрастные линии. Первую (1, 3, 5 эпизоды) отличает спокойное повествовательное изложение, хоральный склад, отсутствие или минимальное оркестровое сопровождение, опора на традиционную звуковысотную систему. Вторая линия противопоставляется первой: к ней относятся эпизоды, имеющие более выраженную экспрессивную окраску (и соответствующие средства выразительности), развивающий характер и т.д. В рамках развития этой драматургической линии совершается первая кульминация произведения (эпизод 7). Подход к ней (эпизод 6) осуществляется с помощью оркестровых и хоровых средств; он представлен как постепенное разрастание кластера и динамическое крещендо. Кульминационный момент усилен использованием приёма сонорной полифонии: 3 голоса (трубы) в предельно узком диапазоне развивают интонационно сходные попевки. В данном случае не возникает ритмической комплементарности, поскольку ритмические рисунки голосов подчёркнуто одинаковы.
На грани двух частей формы (раздел А и раздел В) использован приём, который можно охарактеризовать как постепенное "микширование" звука. Кульминационная зона достигает наивысшей точки в момент окончания первой части, с закреплением последнего кластера "f". Во время его быстрого угасания "pp" на первый план "выводится" пласт деревянных духовых со звучанием тоники g-moll. Таким образом, граница двух разделов отмечена моментальным снятием напряжения и "рождением" новой звуковой материи, выходом в другое пространство-время.
Строение второй части аналогично первой: этот раздел также заканчивается кульминационным моментом, а контрастные драматургические линии здесь представлены повествованием (эпизоды 1, 3, 5) с постепенно нарастающей экспрессией, вплоть до кульминационного момента, и отступлением от него - реакцией и переключением (эпизоды 2, 4).
Два последних эпизода части находятся в зоне "золотого сечения" и выполняют соответствующие функции. Переключение в четвёртый эпизод ("Блажен читающий...") в данном моменте формы происходит не случайно: именно в этом фрагменте текста Священного Писания содержится основное для произведения указание - "ибо время близко". Здесь, в трёх словах (выделенных в музыке колокольными ударами) представлен, своего рода, образный концентрат, вмещающий в себя всю силу ожидания, заложенную в "Откровении". Эпизод "Блажен читающий..." является смысловой кульминацией произведения В.Кузнецова.
Следующий, довольно обособленный эпизод становится кульминацией эмоциональной. В нём, благодаря использованию наиболее экспрессивных средств выразительности (оркестровые туттийные кластеры и сопоставление двух типов голосового выражения скандирования мужской группы хора и ропота женской), достигается наивысшая точка напряжения, порог, выразимый только с помощью тишины ("...сделалось безмолвие на небе...").
Третья часть также строится по принципу нарастания и заканчивается кульминацией. В трёх эпизодах получают репризное воплощение основные драматургические линии: хоральная в первом, развивающе-повествовательная во втором и напряжённо-экспрессивная в третьем. Строение второго и третьего эпизодов в некотором роде перекликается с шестым и седьмым эпизодами первой части (подход к кульминации и сама кульминационная зона). Особенно показательна кульминационная зона, начало которой связано с комплементарно-сонорным полифоническим сочетанием 23 голосов (духовые инструменты). Таким образом, в третьей части находится и реприза использовавшихся типов и приёмов изложения. Эта часть, подобно предыдущей, заканчивается паузой. Последующая кода, тематически связанная с разными эпизодами первой части, имеет характер хорового послесловия. Она смыкается с общекомпозиционной кодой филисофско-обобщающего плана. Тянущееся звучание последнего тона предыдущего раздела (мужские голоса и низкие струнные) становится уходящим отголоском Откровения, а 7 ударов колокола возвращают ко времени и окончательно замыкают круг музыкального произведения.
Стройности всей макрокомпозиционной системы способствует интонационное единство: практически вся ткань произведения (включая первую, оркестровую, композицию) строится на основе узкообъёмных попевочных интонаций, имеющих архаические корни. Показательно, что эти интонации получают в произведении разнообразное преломление, как в традиционном, хоральном виде, так и в предельно экспрессивном, трансформированном варианте. Следует отметить также обращение В.Кузнецова к кантовой природе песнопений, неоднократно встречающейся в произведении и создающей своеобразную жанровую арку между первой и третьей частями второй композиции ("Славьте Господа..." и "Услышь, Боже...").
Помимо музыкальной и литературной композиций, описанных выше, в "Откровении Иоанна Богослова" В.Кузнецова ярко выражена композиция графическая. Она соответствует музыкальной макрокомпозиции и содержит зримый графический контраст двух основных частей. Первая часть (оркестровое вступление) выдержана в едином ключе: следующие друг за другом созвучия различных пластов соединены пунктирной линией, создающей кривую темброво-фактурных чередований. Интересная находка композитора, облегчающая восприятие партитуры и дополняющая графический образ части ломанные тактовые черты, зигзагами разрезающие графическую картину [Пример ]. Вторая часть более традиционна в графическом плане. Однако, поскольку графика тонко отражает музыкально-эмоциональные изменения, в некоторых эпизодах (чаще кульминационных) используются экспрессивные графические приёмы.
Таким образом, в мультимедийной композиции «Откровение Иоанна Богослова» сочетаются среды музыки, литературы, графики, символики, математики.
Ольга Егорова. Структура и свойства музыкального гипертекста (на примере творчества В.Кузнецова)
В.Кузнецов. "Откровение Иоанна Богослова".
Соответствующие главы и стихи Нового Завета.
Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
Откровение, 1:19
Благословите Господа, ибо свят Господь Бог наш.
Аллилуйя.
Псалом 98:9
"
Откровение Исуса Христа, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам своим, чему надлежит быть вскоре.
Откровение, 1:1
"
"
Славьте Господа, призывайте Его,
пойте Ему.
Дело Его ¾ слава и красота навек.
Псалом 104:1
Псалом 104:2
Псалом 110:3
Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть, Иоанн, брат наш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Исуса Христа,
и напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
Откровение, 2:10
Откровение, 1:9
"
Откровение, 1:19
"
И вот, дверь отверста на небе,и голос сказал: взойди сюда; и покажу тебе, чеиу надлежит быть после сего
Откровение, 4:1
"
"
И вот, престол стоял на небе,и на престоле был Сидящий.
Откровение, 4:2
И видел я в деснице у Сидящего на престоле Книгу, запечатлённую семью печатями.
Откровение, 5:1
"
Кто достоин раскрыть сию Книгу и снять печати её?
Откровение, 5:2
"
И вот, посреди престола стоял Агнец, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
Откровение, 5:6
"
"
И он пришёл и взял Книгу из десницы Сидящего на престоле.
Откровение, 5:7
"
И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землёю и на море говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и Слава во веки веков.
Откровение, 5:13
"
"
"
Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём. Ибо время близко.
Откровение, 1:3
"
"
И когда он снял первую печать
… и солнце стало мрачно как власяница…
Откровение, 6:12
И когда он снял вторую печать…
… и луна сделалась как кровь…
Откровение, 6:3
Откровение, 6:12
И когда он снял третью печать…
… и звёзды небесные пали на землю…
Откровение, 6:5
Откровение, 6:13
И когда он снял четвёртую печать…
… и небо скрылось, свившись как свиток…
Откровение, 6:7
Откровение, 6:14
И когда он снял пятую печать…
… и пришёл великий день гнева Его…
Откровение, 6:9
Откровение, 6:17
И когда он снял шестую печать…
Доколе Владыка Святый и истинный не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
Откровение, 6:12
Откровение, 6:10
"
И когда он снял седьмую печать сделалось безмолвие на небе…
Откровение, 8:1
"
Услышь, Боже, голос мой в молитве. Сохрани, Боже, жизнь мою от страха.
Псалом 63:2
"
И убоятся все человеки.
И возвестят Божее дело.
Псалом 63:2
Псалом 63:2
И Семь Ангелов, которые стояли пред Богом, имеющие семь труб, приготовились трубить.
Откровение, 8:6
"
Горе, горе живущим на земле!
Откровение, 8:13
Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.
Псалом 118:1
"
Блаженны хранящие откровение Его, всем сердцем ищущие Его.
Аллилуйя.
Псалом 118:2
"
1
2
3
4
5
6
7
”Благо-словите Господа”
”И вот, дверь отверста на небе…”
”Блажен читающий…”
”И когда он снял первую печать…”
”Услышь, Боже…”
”И Семь Анге-лов…”
”Блаженны непорочные …”
Псалом
”Откров.”
Псалом
”Откровение”
”Откров.”
”Откров.”
”Откров.”
Псалом
”Откров.”
Псалом
вступление
повествование
отступление
повествование
отступление
повествование
заключение
смысловой рефрен
развитие сюжета
смысловой рефрен
развитие сюжета
смысловой рефрен
развитие сюжета
смысловой рефрен
1.
Piccolo, 2 Flauti, 2 Oboi, Corno inglese, 2 Clarinetti
7.
2.
Viole, Violoncelli, Contrabassi
6.
3.
Violini primi, Violini secondi
5.
4.
3 Tromboni, Tuba
4.
5.
4 Corni
3.
6.
3 Trombe
2.
7.
Clarinetto basso, 2 Fagotti, Contrafagotto
1.
- g-moll
- es-moll
- b-moll
- a-moll
- f-moll
- d-moll
- c-moll