Камиль Сен-Санс. Симфония №3 до минор, op.78 (Orgel-sinfonie), памяти Ф.Листа (1886)
Adagio
Allegro moderato
Симфонию №3 Камиль Сен-Санс намеревался посвятить Ференцу Листу, но год окончания симфонии совпал со смертью венгерского композитора, и Сен-Санс подписал своё сочинение словами «памяти Ференца Листа». Образ Ф.Листа, его «дух» витает над музыкой Сен-Санса. Этот эффект возникает не только благодаря следованию традициям листовского симфонизма, но и благодаря введению в симфоническую партитуру фортепиано и органа, символизирующих Листа-музыканта и Листа-аббата (как известно, в 54 года композитор принял сан аббата, не прекратив при этом творческую деятельность). Незадолго до упомянутого события возлюбленная великого музыканта Каролина Витгенштейн писала: «Всегда похож на Фауста, всегда полон надежды, но не только на собственные силы! Ты, Ференц, не любишь брать, ты любишь давать. Ты даришь людям музыку, сердце, восторг, верность. А взамен тебе нужны необозримые горизонты, позволяющие двигаться вперед. Ты – вечный Доктор Фауст, ищущий новое» (Из подлинного письма Каролины Витгенштейн – Ференцу Листу 1852 год). На это послание Лист ответил всем своим искусством, в котором духовная музыка, возможно, стала ещё одним средством, способом, попыткой объять необъятное и обозреть необозримое. И этот листовский путь озаряет музыку Сен-Санса.
Инна Карпук