Яначек (Janacek) Леош (Лео Эуген) (3 VII 1854, Гуквальди, Моравия - 12 VIII 1928, Моравска-Острава, нынеОстрава) - чеш. композитор, фольклорист и дирижёр. Чл. Чеш. АН и иск-в (1912). Сын сельского учителя иорганиста. Жил (с 11 лет) и работал в Брно. Был воспитанником муз. интерната при Старобрненском монастыре августинцев, в 1865-72 учился у моравского комп. П. Кржижковского, одноврем. занимался в учительском ин-те (1869-72), изучал чеш. яз. и лит-ру в Моравской земской академии (1873-74), самостоятельно - психологию, философию, эстетику. Занимался под рук. Ф. Скугерского в Орг. школе в Праге(окончил экстерном в 1875), затем совершенствовался по композиции у Л. Грилля в Лейпцигской и у Ф. Креннав Венской (1879-80) консерваториях. В 1881 основал Орг. школу в Брно (с 1947 - Академия изящных иск-вимени Я.), был её профессором и директором до конца жизни; в 1919-25 профессор композиции в Брненской консерватории. В 1873-76 был хормейстером хор. об-ва ремесленников "Святоплук", в 1881-88 - орк. дирижёром филармонич. конц. об-ва "Беседа брненска". Редактор первой моравской муз. газ. "Hudebnн listy" (1884-88), писал муз.-критич. статьи для газ. "Hlidka" (с 1887), "Moravskэ listy" (1890-92), "Lidovй noviny" (1893-1928). В ранний, романтич. период творчества (70-80-е гг.) Я. создал свои первые орк. соч. (сюиту, пьесу "Идиллия"), хоры, мелодрамы и оперу "Шарка" (по драм. поэме Ю. Зейера) в духе мифологич. опер Р. Вагнера, в музыке к-рой заметны также влияния Б. Сметаны и А. Дворжака.
В 1886 Я. начал собирать (совм. с филологом Ф. Бартошем) моравский муз. фольклор; занимался этим всю жизнь. К первому сб-ку песен, содержавшему св. 2000 образцов, Я. написал предисловие "О музыкальной стороне моравских народных песен" (1901), ставшее классич. трудом по чеш. фольклористике. Работа над нар. мелодиями нашла отражение в его композиторском творчестве, особенно в произв. конца 1880-90-х гг. (обработки нар. песен для фп. и для голоса с фп., хоры на нар. тексты, "Лашские танцы" и "Ганацкие танцы" для симф. оркестра и др.). В этот же (фольклорный) период созданы "Ракош Ракочи" - "этнографич. балет", вк-ром воспроизведён крестьянский свадебный обряд, бытовавший в моравской Словакии, и одноактная опера "Начало романа", в к-рой использованы мн. подлинные моравские нар. песни.
Найдя в общении с народом и нар. муз. иск-ве моральную и идейную опору для творчества, Я. много работал над своим муз. стилем. Подобно М. П. Мусоргскому, он требовал от музыки прежде всего правдивости. Стремился к претворению ладогармонич., метроритмич. и колористич. особенностей морав. нар. музыки и к отражению "звуковой действительности", т. е. человеческой речи; с 1897 до конца жизни Я. занимался записью "речевых попевок". Высоко ценил музыку П. И. Чайковского (написал рецензии на его концерты в Праге, на пост. "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы" в Брно), был организатором и пред. "Рус. кружка". В 1896 и 1902 Я. посетил Петербург, Москву, Ниж. Новгород, публиковал заметки о своих впечатлениях в прессе Брно. В 1894-1903 работал над оперой "Её падчерица", ставшей основополагающим произв. нового чеш. иск-ва 20 в. "Её падчерица" - социально-бытовая муз. драма на сюжет из жизни моравской деревни. Ощутимая в опере близость к веризму, с его изображением "жизни без прикрас", и взрывчатая эмоциональность сочетаются с глубиной психологич. характеристик, с реалистич. типизацией. Произв., написанные в нач. 20 в., свидетельствуют о внимании композитора к кардинальным обществ. проблемам современности (этот период в творчестве Я. нек-рые биографы называют революционным, хотя композитор революционером не был). В 1-м десятилетии 20 в. Я. впервые обратился к пролетарской тематике; среди соч. этого направления - соната для фп. "С улицы" ("Z ulice", или "Первое октября 1905 года"; издана в 1924), посв. памяти молодого рабочего Ф. Павлика, погибшего при разгоне демонстрации в Брно, а также муж. хоры acappella на сл. С. Чеха "Кантор Гальфар" (1906), "Марычка Магдонова" (1906, 2-я ред. 1907), "70 тысяч" (1909) на стихи из "Силезской тетради" основоположника чеш. рабочей поэзии П. Безруча, раскрывающие трагедию угнетённого народа (вошли в репертуар "Хора моравских учителей"). К ним примыкает в идейном плане симф. поэма "Дитя бродячего музыканта" (1912). Большой обличит. силой отличается сатирич. опера-дилогия "Путешествия пана Броучека", разоблачающая антинар. сущность мещанина и велеречивость поэтов-декадентов; во 2-й её части - "Путешествие пана Броучека в 15-е столетие" (соч. 1917) - с симпатией обрисованы герои-гуситы, борющиеся с угнетателями чеш. народа. Слав. братству посвящена симф. рапсодия"Тарас Бульба" (по Н. В. Гоголю), создававшаяся в годы 1-й мировой войны 1914-18.
В последнее десятилетие жизни композитора (т.н. лирико-философский период) его творчество было особенно плодотворным. После пост. оперы "Её падчерица" в Праге (1916) и Вене (1918) к нему пришла мировая слава. В Чехословацкой Республике (1918) Я. пользовался большим почётом и уважением. Лучшие из его произв. 20-х гг. стали нац. классикой 20 в., среди них его шедевр - опера "Лисичка-плутовка", а также оперы на сюжеты из рус. лит-ры, оратория "Глаголическая месса", ряд орк. и камерно-инстр. соч., вок. циклы, вт. ч. "Дневник исчезнувшего" и др., исполнявшиеся и за рубежом. Если опера "Катя Кабанова" и вок. цикл "Дневник исчезнувшего" отражают лирич. сторону творчества Я., то оратория "Глаголическая месса" и остальные оперы 20-х гг.- гл. обр. философскую; проблематика этих произв. - смысл и ценность человеческой жизни, законы, ею движущие; в своей патриотич. оратории (её текст - перевод с латыни, сделанный Я.) он утверждает связь между древней Великой Моравией и совр. ему Чехословакией, освобождённой от австр. ига, воспевает веру в непобедимость нации, но не на религ., а на нравств. основе. В конце жизни Я. был удостоен мн. почётных званий; был чл. неск. иностр. академий.
В творчестве Я. нашли отражение сложные и разнообразные тенденции его времени. Он полностью освоил, а затем отверг те традиции, к-рые были связаны с чеш. неоромантизмом рубежа 19-20 вв. Его стиль основан на реалистич. обобщении моравского нац. муз. языка в синтезе с элементами, характерными для разл. направлений совр. европ. муз. иск-ва. Большое значение для формирования стилистики Я. имели увлечение классич. рус. музыкой (П. И. Чайковский, позднее М. П. Мусоргский), итал. веризмом (в ранний период), изучение красочной палитры К. Дебюсси и ранних соч. Р. Штрауса, произв. И. Ф. Стравинского и П. Хиндемита (их влияние сказалось на камерно-инстр. ансамблях 20-х гг.). До последних лет жизни Я. продолжал свои творч. поиски. Говоря о поздних произв. композитора, Б. В. Асафьев отметил, что он "словно молодел с каждым из них".
Богатая мелодика Я. порождена стремлением правдиво передать в музыке сильные человеческие переживания во всей их непосредственности и неповторимости. Я. рассматривал муз. мотив (в т. ч. речевую интонацию) как минимальную ячейку, в к-рой сконцентрирована жизненная и муз. реальность. Главное в его реалистич. муз. драме - воплощение в музыке мимолётной драм. ситуации, тончайших оттенков чувств и настроений, С этим связана "взрывчатая" экспрессивно-динамич. природа его соч. Важным связующим и скрепляющим средством служит монотематизм, особенно широко применявшийся композитором в поздних произв. В центре внимания Я. были муз. т-р, музыка со словом, программная инстр. музыка. Правдивое, взволнованное, пронизанное гуманистич. идеями творчество Я. оказало большое влияние на композиторов след. поколений в Моравии и Словакии (её композиторская школа сформировалась в 30-50-е гг.); оно во многом определило дальнейшее развитие муз. иск-ва, особенно муз. т-ра Чехословакии.
Л. В. Полякова.