Билетная касса:

+375 17 331-16-17

Заказ билетов online

Камерная музыка И.Брамса и М.Бруха

Дата: 28.10.2015 начало в 19:00
Категория: Камерная музыка

Камерная музыка И.Брамса и М.Бруха
Исполнители -
Денис Поречин кларнет
Анна Захарова скрипка
Олег Яцына скрипка
Александра Потемина альт
Алексей Афанасьев виолончель
Марина Ромейко фортепиано
Музыковед - Наталия Ганул

В программе:
Макс Брух (1838-1920)
8 пьес для кларнета, альта и фортепиано, ор.83

Йоганнес Брамс (1833-1897)
Трио №1 Си мажор для фортепиано, скрипки и виолончели, ор.8 (1854)
(Посвящено капельмейстеру Крайслеру, герою романа Э.Т.А.Гофмана)
Allegro con brio
Scherzo (allegro molto)
Adagio
Allegro

Квинтет си минор для кларнета и струнного квартета, ор.115
Allegro
Adagio
Andantino
Con moto

Последователь школы Мендельсона и Шумана, Макс Брух по своему творческому складу и темпераменту был художником лирико-эпического плана. Драматическая стихия была ему чужда. Он старался писать музыку максимально доступную, ясную, мелодически выразительную, стройную и уравновешенную по форме.
Известность Бруху принесли опера «Лорелея» и произведения для хора и оркестра «Фритьоф»; популярны также его концерты для скрипки с оркестром, особенно N1, соль-минор, Вторая симфония, «Шотландская фантазия» для скрипки, арфы и оркестра, Рапсодия для виолончели и арфы с оркестром "Kol Nidrei" на тему еврейских литургических мелодий.
В поздние годы композитор, вдохновленный опытами своего коллеги Иоганнеса Брамса, музыкой которого он восхищался всю жизнь, обратился к кларнету, написав в 1911 и 1910 годах Концерт для альта, кларнета и оркестра, а также 8 пьес для кларнета, альта и фортепиано.
Вместо виолончели Брух выбрал альт, возможно, благодаря большей родственности этого инструмента скрипке, для которой он написал свои лучшие произведения. При этом ему пришлось писать партии и для инструмента, которого он предпочитал избегать на протяжении почти всей жизни, - фортепиано (интересно, что сам композитор был пианистом, а не скрипачом).
Почти все восемь пьес, за исключением одной, написаны в минорных тональностях и отражают то лучшее, что присуще музыке Бруха: изысканный мелодизм, печальную грацию, прозрачность и легкость музыкального языка, напоминающего манеру письма Мендельсона, уклон в нежный, ностальгический романтизм. Брух изумительно выстраивает взаимодействие трех инструментов: ни в одной из пьес не создается впечатление, что какой-то из них звучит слишком много или слишком мало, в ущерб другим. В сумрачном Andante фа минор проявилась любовь Бруха к румынским народным мелодиям, в более порывистом Andante con moto соль минор звучат лучшие темы, когда-либо написанные композитором. Allegro Agitato ре минор и Allegro vivace ma non troppo Си-бемоль мажор создают почти что мендельсоновское настроение и заметно контрастируют с печальными осенними настроениями шести других пьес.
В сочинении для кларнета заметно влияние Брамса, хотя оно никоим образом не мешает проявиться собственному лицу Бруха.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Уже сто восемьдесят лет музыка Брамса сохраняет свою непреходящую художественную ценность. Она неизменно привлекает к себе тесным взаимодействием классических и романтических традиций.
В обширном творческом наследии Брамса камерно-инструментальные произведения занимают значительное место, став подлинной творческой лабораторией композитора.
К жанру фортепианного трио композитор общался на протяжении всего творческого пути. Первое из опубликованных при жизни автора Трио Си мажор, ор. 8 было написано в 1853-1854 годах, последнее - Трио ля минор, ор. 114 - завершено в 1891 году. Несмотря на то, что названные фортепианные трио основательно укоренились в концертном репертуаре, они не утратили своей современности и не обрели общепринятых исполнительских традиций. В ряду крупнейших интерпретаторов, обращавшихся к фортепианным трио Брамса, можно назвать имена первых исполнителей - И.Иоахима, Р.Гаусмана, Е.Хубая, Д.Поппера, Р.Мюльфельда, К.Шуман, А.Бродского и других. В ансамблях с ними партию рояля часто играл в концертах сам автор. Музыка фортепианных трио привлекала и корифеев исполнительского искусства XX века - Л.Оборина, Д.Ойстраха, С.Кнушевицкого, Э.Гилельса, Л.Когана, А.Рубинштейна, Я.Хейфеца, Э.Файермана, Г.Пятигорского, И.Стерна, Р.Серкина, С.Рихтера.
Первое трио для фортепиано, скрипки и виолончели Си мажор принадлежит перу 20-летнего автора. Оно покоряет юношеской свежестью изобретения, романтической взволнованностью.
Следует оговорить, что в концертных залах и в учебных заведениях данное трио звучит во второй редакции, созданной композитором в 1890 году. Побуждаемый своим другом, известным австрийским музыковедом Э.Гансликом, Брамс обратился к своему раннему опусу и подверг его кардинальной переделке. В новой редакции от первоначального варианта были сохранены принцип расположения частей и их основные темы; почти неизменной осталась 2 часть - Скерцо. Сохранив во второй редакции порядковый номер опуса, автор тем самым подчеркивал свое стремление лишь улучшить произведение, написанное в молодые годы. Однако улучшал он с позиций уже зрелого мастера, чрезвычайно взыскательного и строгого к себе, и, по существу, сочинил заново почти три четверти Трио. Основные различия между двумя вариантами касаются вопросов концепции, принципов драматургического развития и формообразования, приемов изложения материала.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
В 1891 году Брамс закончил работу над Струнным квартетом ор. 111 и объявил об окончательном прекращении композиторской деятельности. Однако всё изменило знакомство с Рихардом Мюльфельдом (настоящее имя музыканта - Бернхард Херманн Мюльфельд.; 1856-1907) - кларнетистом, состоящим на службе у герцога Мейнингена. Благодаря творческой деятельности Мюльфельда, кларнет стал рассматриваться не только как непременный участник оркестра, но и как инструмент, способный достичь высшего предела выразительности в сольной и камерной музыки.
Услышав исполнение Мюльфельда, Брамс, не сочинявший до того в течение года, взялся за создание двух произведений с участием кларнета.
Благодаря мягкости звучания инструмента, нежной трепетности тона Мюльфельд заслужил прозвище «Fraulein-Clarinette» «Кларнет-девушка» (нем.)., которым «наградил» его Брамс. Именно необыкновенные музыкальные и артистические достоинства кларнетиста послужили поводом для создания Брамсом четырех опусов для этого инструмента.
12 декабря 1891 года в Берлине Мюльфельд впервые исполнил Трио ля минор для фортепиано (его партию играл сам Брамс) и виолончели, ор.114, а также Квинтет си минор со струнным квартетом, ор.115. Мюльфельду же посвящены две сонаты Брамса для кларнета и фортепиано, ор. 120, написанные в 1894 году и впервые исполненные 7 января 1895 года. Брамс проникся таким уважением к Мюльфельду, что отчислял ему все гонорары за исполнение своих сочинений для кларнета и передал ему рукописи обеих сонат после их публикации.
В то время, когда Брамс стал сочинять Квинтет си минор для кларнета и струнного квартета, только несколько произведений было создано для такого типа ансамблей. И даже сейчас их немного. Среди них – сочинения В.А.Моцарта, К.М.Вебера, Ф.Кроммера, А.Рейха, А.Глазунова... Брамс создал свой квинтет в традициях Моцарта.

Камерная музыка И.Брамса и М.Бруха