Билетная касса:

+375 17 396-16-17

Заказ билетов online
Год исторической памяти

«Музыка гениев разных эпох»: заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Гильдюк (фортепиано), Минский струнный квартет

Дата: 26.11.2022 начало в 19:00
Категория: Камерная музыка
В программе:

Ф.Шуберт – Фортепианное трио №2 Ми-бемоль мажор для скрипки, виолончели и фортепиано, ор.100

Д.Шостакович – Фортепианный квинтет соль минор для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели, ор.57

«МУЗЫКА ГЕНИЕВ РАЗНЫХ ЭПОХ»

заслуженный артист Республики Беларусь

Юрий Гильдюк фортепиано

Минский струнный квартет:

Екатерина Мищанчук скрипка

Алеся Тарасенко скрипка

Елена Пранович альт

принимает участие

Юлия Рожковская виолончель

***

Франц Шуберт – вдохновенный певец прекрасной Вены, с ее праздничными балами и уютным домашним музицированием, беззаботными лендлерами и грациозными вальсами, блестящими военными маршами и возвышенным великолепием церковных церемоний. Но, как и все гении, удивительно точно отразившие свое «место и время» в искусстве, Шуберт принадлежит всему миру. В его тончайшей лирике, в образах поэта-странника, чье «сердце, полное тревоги» стремится «к таинственным и чудным берегам», сокровенные идеи и темы европейского музыкального романтизма впервые воплотились с таким высоким художественным совершенством.

Музыкальный гений, проложивший в искусстве новые пути, Шуберт, как правило, обращался к традиционным инструментальным жанрам (соната, симфония, квартет, трио, квинтет), которые были наполнены в его опусах особым внутренним содержанием. Многообразие чувств и эмоций, богатство и глубина внутреннего мира человека становились для него неисчерпаемым источником творческих замыслов и оригинальности их музыкального воплощения. «Поэтичнейшим из музыкантов, которые когда-либо жили на свете», назвал Шуберта Ф.Лист.

Фортепианное трио 2 Ми-бемоль мажор – одно из последних сочинений композитора. Его премьера состоялась в Вене, 16 декабря 1827 года, в исполнении австрийского квартета Игнаца Шуппанцига, первого профессионального струнного квартета Европы. За год до смерти Шуберту посчастливилось не только присутствовать на этом историческом концерте, но и увидеть изданную партитуру произведения.   

Фортепианное трио №2 неслучайно называют одним из вершинных достижений Шуберта в жанре камерно-инструментальной музыки. Яркость образных контрастов, органичное слияние лирического, драматического и эпического начал, выразительность и красота мелодики, смелость гармонии, стройность формы, – всё это  уже почти 200 лет неизменно привлекает  лучших ансамблистов и солистов (трио «Wanderer», трио «Florestan», «Trio di Parma», «Beaux Arts trio», «Трио имени Рахманинова», «Штутгартское фортепианное трио»; В.Ашкенази, П.Бадура-Шкода, И.Менухин, Л.Оборин, А.Рубинштейн, Р.Серкин, Д.Герингас, П.Казальс, С.Кнушевицкий, Д.Ойстрах, Я.Хейфец, Г.Пятигорский,  И.Стерн, Г.Шеринг и др.).   

Дмитрий Шостакович – выдающийся композитор ХХ века, гениальный художник-мыслитель, летописец, отразивший непримиримые противоречия и неразрешимые конфликты своей эпохи – оставил огромное по объему и универсальное по охвату самых разных жанров творческое наследие.

Фортепианный квинтет соль минор, ор.57 был создан в 1940 году, который оказался поистине переломным для 34-летнего автора. Траектория судьбы Шостаковича выстраивалась почти по пророчеству Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Позади оставался путь исканий и ярких творческих свершений («Нос», «Леди Макбет Мценского уезда», Четвертая и Пятая симфонии), впереди — еще 34 года, которые вместили Отечественную войну, разгромную партийную критику, обвинения в формализме и — мировое признание, неуклонное восхождение к вершинам музыкального Олимпа. Сочинение было написано по заказу участников Квартета имени Бетховена и исполнено ими в Москве, в малом зале Консерватории, 23 ноября 1940 года. За роялем солировал автор. Это был тот редкий случай, когда произведение Шостаковича сразу же единодушно приняли и критики, и коллеги, и слушатели.

С ранних лет склонный к различным жанрово-стилевым синтезам, Шостакович и здесь отдает дань своим пристрастиям. В пятичастном Квинтете появляется излюбленный композитором барочный малый цикл –  Прелюдия и Фуга – открывающий сочинение. Медленная четвёртая часть – Интермеццо – близка к старинной инструментальной арии, центральное Аллегретто вызывает ассоциации с классическим скерцо. Вместе с тем многие черты мелодического и гармонического языка живо напоминают о русской музыкальной традиции, идущей от Мусоргского и Танеева. В целом же произведение отличает мастерство построения крупной формы, продуманная драматургия, мелодическое богатство и совершенство ансамбля, что позволяет трактовать его как своеобразную камерную симфонию для пяти инструментов. Именно эти качества шостаковического Квинтета особенно рельефно проступали в интерпретациях его первых исполнителей – Квартета им. Бетховена с Д.Шостаковичем, а также Квартета им. Бородина со С.Рихтером.

Фортепианное трио №2 Ф.Шуберта и Фортепианный квинтет Д.Шостаковича принадлежат к числу выдающихся произведений камерно-ансамблевой музыки с участием фортепиано XIX–XX веков. Погружение в звуковой мир шедевров Шумана, Шуберта, Брамса, Франка, Сен-Санса, Форе, Дворжака, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Шнитке и др. всегда становится незабываемым художественным событием как для исполнителей, так и для слушателей.

«Музыка гениев разных эпох»: Минский струнный квартет, заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Гильдюк (фортепиано)