П.Чайковский – Фортепианное трио ля минор «Памяти великого художника», ор.50
К 180-летию со дня рождения П.Чайковского
«Музыкальная гостиная»
Художественный руководитель –
Татьяна Старченко фортепиано
В концерте принимают участие:
Екатерина Архипова скрипка
Станислав Петченко виолончель
Татьяна Старченко фортепиано
В программе: П.Чайковский – Фортепианное трио ля минор «Памяти великого художника», ор.50
«Сложно придумать более точное название концерту, приуроченному к 180-летию со дня рождения великого Петра Ильича Чайковского. Как и сложно подобрать более подходящую программу концерта чем та, которая прозвучит 22 октября в Малом зале филармонии. Когда в ноябре 1893 года П.Чайковский ушёл из жизни – трио «Памяти великого художника» звучало на вечерах, посвящённых его памяти. Именно это трио звучит на вечере памяти композитора и сегодня – в 2020 году.
Сочинение посвящено памяти Николая Григорьевича Рубинштейна – близкого друга П.Чайковского, его сотрудника и соратника, основателя Московской консерватории, выдающегося пианиста, первого в России исполнителя фантазий Ф.Шопена и Р.Шумана, Второго фортепианного концерта Ф.Листа, и человека, что обладал тем свойством личности, которое его современник и друг Герман Ларош называл “качеством сердца”.
Трио «Памяти великого художника» принадлежит к высшим достижениям композитора в области камерной инструментальной музыки. А ещё его смело можно назвать самым сложным произведением П.Чайковского для фортепиано.
Композитор опасался, что трио будет “симфоничным”. Да что ж тут опасаться! Оно действительно вышло таким. Судите сами: три части, продолжительность первой восемнадцать минут, столько же длится вторая – тема с вариациями, затем кода – одиннадцать минут. Итого: сорок семь минут и тысяча триста двадцать тактов, что по протяжённости превышает большинство симфоний П.Чайковского. Музыканты посмеиваются: ноты выглядят как партитура огромного оперного спектакля или симфонии.
Эта единственная в своем роде “симфония для трёх инструментов” создает у слушателя ощущение бесконечного величия трагического замысла.
Глубокий философский смысл содержания композитор подчеркнул и тем, что озаглавил трио не “Памяти Рубинштейна”, а “A la Memoire De Un Grand Artiste”, то есть – “Памяти великого артиста”. Это последнее слово можно перевести буквально. А можно понимать его широко. Ведь артист – это и художник, и человек, и образ мыслей, и образ жизни».
Информация предоставлена редакторским отделом «Музыкальной гостиной»