(Bach) Карл Филипп Эмануэль (3 III 1714, Веймар - 14 XII 1788, Гамбург) - нем. композитор и клавесинист. Второй сын И. С. Баха ("берлинский", или "гамбургский" Б.). Изучал юриспруденцию сначала в Лейпцигском(1731), затем во Франкфуртском (на Одере) ун-тах (1734); обучался музыке у отца. С 1741 придв. чембалистФридриха II в Берлине. Не пользовался расположением короля, что осложняло его пребывание при дворе. Для развития худож. кругозора Б. большое значение имело его общение с писателями Г. Э. Лессингом, К. В. Рамлером, И. В. Л. Глеймом, с муз. деятелями И. Г. Зульцером, К. Г. Краузе, И. Ф. Кирнбергером, братьямиГраунами. С 1767 кантор 5 церквей и городской директор музыки в Гамбурге (преемник своего крёстного отцаГ. Ф. Телемана). Здесь Б. развил интенсивную творч. и конц. деятельность как композитор и клавесинист. Встречи с поэтами Ф. Г. Клопштоком, Г. В. Герстенбергом, М. Клаудиусом и особенно с И. Г. Фоссом вызвали уБ. мысли о сближении поэзии и пения, о программной музыке. Б. - представитель исканий, родственныхтечению "Бури и натиска" в нем. лит-ре. Понимание музыки как "языка чувств" сближает его ссентиментализмом. Подобно В. Ф. Баху он тяготел к импровизационности, но умел сочетать её со строгостьюформы, опираясь, как правило, на одну тему и её свободную трансформацию. Свои взгляды на принципыисполнения он изложил в книге "Опыт правильного способа игры на клавире" ("Versuch ьber die wahre Art dasKlavier zu spielen", 1753-62, факс. изд. 1957). Вместе с трудами о принципах исполнения, написанными И. И. Кванцем и Л. Моцартом, эта книга длит. время служила основополагающим методич. пособием по вопросамисполнения; она позволяет судить о важных особенностях исполнит. практики того времени. Наивысшиетворч. достижения Б. связаны с клавирной музыкой, но и в др. жанрах он создал ряд значительныхпроизведений (симфонии для струнных инструментов, 1773; клавирные квинтеты, 1788; Оды и песни на словаX. Ф. Геллерта и др.).
Автор ораторий, "Страстей", магнификата, кантат, симфоний, концертов для клавира (ок. 50) и др. инструментов с оркестром, камерных произв. (в т. ч. произв. для клавира - 6 тетр. сонат, фантазий, рондо "Длязнатоков и любителей", "Прусские" и "Вюртембергские" сонаты), произв. для органа, песен для голоса склавиром и др.
Представители венской классич. школы испытали воздействие творчества Б. Учениками Б. были И. К. Бах, И. А. П. Шульц, К. Ф. К. Фаш, Ф. В. Руст.
Литература: Яловец Г., Юношеские произведения Бетховена и их мелодическая связь с Моцартом, Гайдном иФ. Э. Бахом, в кн.: Проблемы бетховенского стиля, сб. ст., М., 1932; Юровский A., P. Э. Бах. вступит. ст. кизданию: Бах P. Эм., Избранные сочинения для фортепиано, М.-Л., 1947; Фишман Н., Эстетика Ф. Э. Баха, "СМ", 1964, No 8, с. 59-65; Bitter C. M., С. Ph. Em. Bach und W. Friedemann Bach und deren Brьder, Bd 1-2, В., 1868; его же, Die Sцhne Sebastian Bachs, Lpz., 1883; Schenker H., Ein Beitrag zur Ornamentik als Einfьhrung zuPh. Em. Bachs Klavierwerken, W., 1902, W., 1930; Flueler M., Die norddeutsche Sinfonie zur Zeit Friedrich desGroЯen und besonders die Werke Ph. E. Bachs, В., 1908 (Diss.); Vrieslдnder О., Ph. Em. Bach als Theoretiker, в кн.:Von neuer Musik, Kцln, 1925, S. 222-279; Kahl W., Geschichte, Kritik und Aufgaben der C. Ph. Em. Bach-Forschung, в кн.: Beethoven Zentenarfeier, Internationaler musikhistorischer Kongress. Wien. 1927, W., 1927, S. 211-216; Wien-Сlaudi H., Zum Liedschaffen C. Ph. Em. Bachs, Reichenberg, 1928: Miesner H., Ph. Em. Bach in Hamburg, Lpz., 1929; Sсhmid E. F., С. Ph. Em. Bach und seine Kammermusik, Kassel, 1931; Сherbuliez A. E., C. Ph. Em. Bach, Z., 1940; Ph. E. Bach, в кн.: Kahl W., Selbstbiographien deutscher Musiker des XVIII. Jahrhunderts, Kцln-Krefeld, 1948, S. 27-45.
П. А. Вульфиус.