Білетная каса:

+375 17 331-16-17

Замаўленне квіткоў

Брамс И. Соната для виолончели и фортепиано №2 Фа мажор, op.99

Иоганнес Брамс (1833 - 1897) - Соната для виолончели и фортепиано №2 Фа мажор, ор.99

Allegro vivace

Adagio affettuoso

Allegro passionato

Allegro molto

Год создания: 1886


Камерная музыка Брамса – едва ли не самая богатая и разнообразная область в наследии композитора. Она вместила все основные идеи его творчества, начиная с раннего этапа и кончая поздним, полно и последовательно отразив эволюцию стиля. Здесь представлены в разнообразных проявлениях все брамсовские концепции циклов: драматические, элегические лирико-жанровые и пасторальные.

В романтический век, век синтетических музыкальных драм Вагнера, программного симфонизма Листа, когда старые формы чисто инструментальной музыки, казалось бы, могли быть обречены на постепенный распад и умирание (такую судьбу им во всяком случае предрекал Вагнер), камерное творчество Брамса знаменует подлинное возрождение и расцвет классического жанра ансамблевого музицирования. В нём – синтез идей, форм жанров, методов развития классического и романтического искусства, с тщательнейшим отбором наиболее устойчивых и значительных элементов стилей различных эпох, преломленных гением Брамса в ярко индивидуальном, неповторимом мире звуков.

Всего Брамс оставил двадцать четыре камерных цикла. Большую часть из них составляют ансамбли с участием фортепиано: это скрипичные, виолончельные и кларнетные сонаты, пять фортепианных трио, трио фортепианных квартета, фортепианный квинтет. Ансамбли с участием фортепиано выделяются в камерно-инструментальном наследии Брамса рядом специфических черт. Фортепиано придаёт им масштабность звучания, монументальность стиля. Это сближает их с шумановскими фортепианными ансамблями, особенно с квинтетом Es-dur. Так же как и у Шумана, фортепиано в ансамбле противопоставляется группе струнных, которые как бы соревнуются с ним в духе концертного жанра. Виртуозно-декоративное начало ещё более усиливает в них признаки концертности. Брамс наделяет фортепиано оркестровой мощью, красочностью звучания, в чём сказывается принадлежность композитора эпохе позднеромантического, листовского пианизма. Широкий размах, крупный фресковый штрих характерен и для формы и для фактуры этих сочинений.

Вторую виолончельную сонату F-dur ор.99 можно сопоставить с F-dur'ной симфонией: внутреннее родство их стиля, характера представляется глубоким, при различном решении общей драматургии.

Так же как и к третьей симфонии, к сонате вполне применимо название Патетической. основной тонус первой части определяет главная партия, начинающаяся сразу с высшей кульминационной точки. Её выразительные возгласы-кличи основаны на широких скачках, перебросках мотивов из одного регистра в другой с охватом большого звукового пространства. О главной партии симфонии напоминает колебание между мажорной и минорной терциями, придающее теме черты суровости и драматизма.

написана эта музыка с большим размахом, обе инструментальные партии самостоятельны и виртуозны, концертно-декоративный стиль близок ранним фортепианным ансамблям.

Дальнейшее развитие сонаты устремлено через Adagio affettuoso Fis-dur в углублённо-сосредоточенном тоне к мятежному Allegro passionate f-moll – драматической вершине цикла. Это бурное Allegro могло бы выполнять функции финала, приближаясь тем самым к типу финала третьей симфонии. Однако Брамс создаёт ещё один вариант песни радости в F-dur'ном финале сонаты, где разрешение конфликта дано в народно-жанровой сфере.

(По материалам очерка Л.М.Кокоревой «Камерные инструментальные ансамбли И.Брамса»)

Партитура произведения на International Music Score Library Project (IMSLP)