Эуген Сухонь (1908-1993) родился в местечке Пезинок недалеко от Братиславы в семье органиста. Занятия с отцом, затем обучение в Братиславской музыкальной школе привели будущего композитора в Братиславскую консерваторию, которую он закончил дважды —как пианист и как композитор. Успех «дипломных» сочинений, Сонаты для скрипки и Первого струнного квартета, гарантировал ему место в Пражской консерватории, где в течение двух лет он получал последипломное образование, учился и работал в классе композитора В.Новака.
C 1933 года Э.Сухонь занимал пост профессора теории музыки Братиславской академии, затем преподавал композицию. Именно в этот период (до окончания Второй мировой войны) сформировался его индивидуальный композиторский стиль, его голос стал слышен в музыкальном искусстве не только Чехии, но и всей Европы. Отличительной чертой стиля Э.Сухоня стали эксперименты в области создания собственной системы звуковысотной организации,– обращаясь к словацкому фольклору, он находил свой путь расширения тональности. Первым образцом стал цикл песен «О горах» для мужского хора и Balladic Suite для оркестра. Вершиной довоенного периода можно назвать кантату «Псалом земли Подкарпатской» (1937-38), сочинение, в котором композитор воплотил свои сильнейшие национальные чувства, высказав при этом свое возмущение многовековым покорением словацких народов. В творчестве Э.Сухоня этого периода ощутимо влияние экспрессионизма и неоклассицизма.
В течение военных лет и впоследствии, до его назначения в 1948 году преподавателем и главой Отдела музыкального образования в Братиславском педагогическом училище Э.Сухонь работал над своей первой оперой «Водоворот», сюжет которой основан на событиях из жизни словацкого народа. Эта острая психологическая драма стала первой национальной словацкой оперой. После премьеры в Братиславе в 1949, ее можно было вскоре услышать во многих других городах Европы. В 1953 была создана еще одна работа, получившая впоследствии огромное признание, — «Метаморфозы» для симфонического оркестра, сочинение, в котором композитор рассказал о роли Словакии в годы войны.
В 1959–1974 гг. Э.Сухонь занимал должность профессора теории музыки в Братиславском университете. Произведения этого периода показали, что он тщательно изучал опыт других европейских композиторов и искал новые средства выразительности. В 1959 он закончил свою вторую оперу, «Король Святоплук». Теперь композитор обращается к модальности, и, более того, он развивает свою собственную систему сериализма «с 12 примечаниями», сумев при этом избежать надуманности и интеллектуальной выхолощенности.
В эти годы Э.Сухонь достиг настоящего признания на родине и за рубежом: в 1958 ему было присвоено звание Народного артиста ЧССР, он был награжден множеством национальных премий.
Его творческая плодотворность не угасала до самой смерти: в 60-80-е годы он создал множество произведений, среди которых «Калейдоскоп» для фортепиано, струнного оркестра и ударных (1967-68), Симфоническая фантазия на тему BACH для органа, струнного оркестра и ударных (1971), Концертино для кларнета и оркестра (1977), «Три песни для баса и оркестра» (1985).
По материалам статьи Грэхема Мельвилля-Мейсона
Білетная каса: