Ticket office:

+375 17 396-16-17

Booking tickets
Год качества

Кузнецов В. "Два текста Даниила Хармса для четырёх исполнителей"

Вячеслав Кузнецов. «Два текста Даниила Хармса для четырёх исполнителей» (2003).


Создание мультимедийной композиции, основанной на музыке, литературе, графике, действии и математике, здесь также обусловлено литературной основой. В данном случае композитор обращается к текстам Д.Хармса, отличающимся своей экстраординарностью и образной эффектностью. Сам поэт писал: «Меня интересует только "чушь"; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении». В таком свете естественным представляется нестандартное музыкальное решение, требующее привлечения не только акустических средств, но и приёмов визуализации.


Для композиции избраны два текста Д.Хармса, парадоксально дополняющих друг друга – «Голубая тетрадь №10» и «Человек устроен из трёх частей...». Первый текст – описание абсурдного человека, у которого «Ничего не было! Так что непонятно, о ком идёт речь». Второй текст представляет человека, напротив, состоящего из нестандартного многочисленного набора: «Борода и глаз, и пятнадцать рук». Для усиления парадоксальности два текста спаиваются в один по принципу чередования фраз. В смысловом отношении объединяет оба текста эпиграф, предпосланный партитуре, - «... и постепенно человек теряет свою форму и становится шаром...» (из текста Хармса «Макаров и Петерсен»), - являющийся как бы итоговым обобщением метаморфоз хармсовского героя.


Зрительный ряд решён в двух аспектах: театрально-сценическом и графическом. В начале и конце партитуры содержатся композиторские ремарки относительно сценического действия.
Графический аспект имеет две стороны: партитурная графика и графика художественная. Партитурная графика сочинения написана индивидуально и подчёркивает характерные особенности композиции. Художественная графика представлена иллюстрацией-эпиграфом на титульном листе произведения – изображением кричащего человека в духе рисунков самого Хармса.

alt
Слуховой ряд организован при помощи музыкальной композиции, формоопределяющим в которой является чередование текстовых фрагментов. Их музыкальная реализация контрастна по исполнительскому составу (Текст 1 исполняется сольно за исключением удара фрусты в начале, а Тексту 2 сопровождается ударными инструментами), по манере исполнения и динамике (Текст 1 исполняется как мелодекламация f, а Текст 2 читается «выразительно, проникновенно и задушевно в нюансе mp-mf»).


Нотная графика также подчёркивает диалогичность ткани. Поскольку во время паузирования нотные линии не продлеваются, это способствует более чёткому разграничению фрагментов Текста 1 и Текста 2. С другой стороны, именно в графике проявляет себя идея имитационности, сближающая материал обоих Текстов. Волнистой линии, намечающей направление движения голоса в звучании Текста 1, отвечают волнистые линии, обозначающие повтор звуковых блоков. Ещё один имитационный план составляют ферматы во время паузирования (повторение пауз в различных голосах, как правило, не воспринимается как имитация, а графическое воплощение делает её зримой). Таким образом, в партитуре создаётся своего рода графический канон, не существующий в звуковом варианте.

alt

В целом музыкальная композиция складывается из трёх разделов вариантно-повторного характера и коды.
Каждый раздел состоит из четырёх отделов, начало которых совпадает с началом звучания Текста 1 и ударом фрусты. Принципы компонования музыкального материала отделов едины и сохраняется на протяжении всего сочинения:
• 1 тип отдела - фраза Текста 1, обозначенная ударом фрусты и следующая за ней фраза Текста 2 в сопровождении ударных;
• 2 тип отдела – фраза Текста 1 с ударом фрусты и отвечающий ей унисон ударных.
Отделы первого типа следуют друг за другом трижды в каждом разделе, отделы второго типа появляются 1 раз в заключении каждого раздела.


Кода, начало которой также отмечено фрустой, по существу является смысловым и музыкальным обобщением драматургических линий обоих Текстов. Последняя фраза - «Пятнадцать штук, да не рук», являющаяся непосредственно кодой, формально относится к Тексту 1, но по своему содержанию находится в образной плоскости Текста 2, так как отрицает само наличие описываемого объекта. Произошедшая смысловая инверсия объясняет введение третьего Текста, который в целях замкнутости и большей «шарообразности» композиции расположен не в конце (в качестве итога), а в начале (в виде эпиграфа).


Для создания индивидуализированной звуковой материи, которая соответствовала бы образу абсурдного человека Хармса, композитор привлекает наиболее экзотичные ударные инструменты: Frusta, Clacson, Reco-reco, Flessatono, Wasamba, Vibraslap, Cassa, а также использует незаурядную манеру исполнения певца-декламатора.
Фонический материал распределён в двух фактурных пластах:
1 - голос и примыкающая к нему фруста;
2 - ударные инструменты.

Первый пласт организован по принципу чередования различных манер исполнения партии певца-декламатора, описанному выше.
Второй пласт организован по нескольким параметрам. В фактурном параметре определяющим является разделение инструментов на три группы (Clacson \ Reco-reco, Flessatono \ Wasamba, Vibraslap \ Cassa). Если отделы второго типа характеризует унисонное звучание всех групп, то в отделах первого типа группы вступают поочерёдно. При этом порядок вступления групп в каждом отделе первого типа вариантен: в двух первых разделах используются все 6 возможных вариантов перестановок, третий же раздел повторяет порядок вступления групп первого раздела. Как видно, организация параметра фактуры вписывается в рамки трёхчастной репризной формы, не являющейся основой целостной композиции.


Параметр темпа также построен по единому принципу. Исполнение каждого из девяти отделов первого типа всеми группами инструментов предусмотрено в разных темпах с общей тенденцией к ускорению. Целостный темповый ряд выглядит следующим образом:
Grave, Largo, Adagio, Lento, Larghetto, Andante, Moderato, Allegretto, Andante, Allegro, Vivo.
Первая группа начинает с Adagio и заканчивает Vivo, вторая – с Largo и заканчивает Allegro, третья – с Grave и заканчивает, соответственно Andante. Таким образом создаётся темповый канон.

alt


Наиболее сложна организация параметра ритмики. В отделах первого и второго типа действуют несколько различные принципы. В отделах первого типа основной единицей является ритмическая группа из 2 – 5 восьмых, являющихся основой четырёхчленного числового ряда. В композиции содержится 27 его проведений, в числе которых все 24 возможных перестановки. Варианты ряда поочерёдно проводятся в восьми отделах, девятый же отдел – репризное повторение первого.


Для выяснения способов перестановки членов ряда, необходимо соотнести параметры ритмики и темпа.

alt

Становится очевидным, что каждому темпу соответствует модификация ряда, начинающаяся с определённого числа (2, 3, 4 или 5). На схеме отображены варианты четырёх модификаций ряда по мере их появления в партитуре. Заметны диагональные смещения чисел, однако способы перестановок различны. Если в модификациях, начинающихся с чисел 2 и 3, используется принцип ротации (последовательное смещение всех членов ряда), то в модификациях, начинающихся с чисел 4 и 5, базовым является смещение одного члена ряда по диагонали. В компоновании вариантов каждой модификации действует принцип зеркального отражения направления перестановок (например, 3 варианта перемещения с конца ряда в начало и 3 – с обратным перемещением). Однако этот принцип нарушается в организации вариантов модификации «5...»: направление смещения в последних трёх вариантах имеет не прямой, а ломаный характер.


Жёсткая числовая организация параметра ритмики открывает ещё один важный ряд мультимедийной композиции – рациональный, не воспринимаемый слушателем-зрителем, однако имеющий принципиальное значение в композиции, не только практическое, но и эстетическое.

Ольга Егорова. Структура и свойства музыкального гипертекста (на примере творчества В.Кузнецова)